Головные уборы

 
 
 
 
     Головные уборы подразделяются по поло-возрастному признаку на мужские, женские и детские; по сезону — на осенне-зимние и весенне-летние; по назначению — на бытовые, форменные для военнослужащих, ведомственные, спортивные, национальные, специальные; по материалу — на тканевые, фетровые, меховые, соломенные, трикотажные, кожаные, перьевые и др.; по способу изготовления — на шитые, валяные, плетёные, вязаные, прессованные и др.; по видам — на кепи, фуражки, шапки, шляпы, береты, панамы, жокейки, матроски, тюбетейки, чепчики, капоры, пилотки, ушанки, папахи, шлемы, капитанки, башлыки, финки, эскимоски, кубанки и др.
      К ассортименту головных уборов относятся, кроме собственно головных уборов, чехлы к фуражкам, колпаки для шляп  и кружки вкладные для кепи.
 
      Головной убор может быть изготовлен из одного материала или из нескольких различных материалов, например из ткани и меха, фетра и соломки и т. д. Для производства головных уборов применяются материалы, соответствующие стандартам или ТУ, назначению, виду и фасону изделия, технологическим и гигиеническим требованиям и имеющие прочную окраску. Различные материалы в одном головном уборе должны гармонировать между собой, например: подкладка с верхом, меховые части или отделка (вуаль, ленты, пряжки, искусственные цветы, заколки, булавки и другие украшения с основным материалом и формой изделия.
      В СССР головные уборы должны соответствовать своему назначению, сезону, утвержденной модели, удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям, иметь правильную, хорошо сохраняющуюся форму, быть удобными и максимально лёгкими. В отношении разновидности фасонов, абсолютных измерений, применяемых материалов для верха и подкладки, качества материалов для верха и подкладки, качества ниток и фурнитуры головных уборов должны соответствовать эталонам и ТУ на каждую модель, утвержденную художественными советами домов моделей или опытно-технических лабораторий совместно с представителями Министерства торговли СССР или Центросоюза.

 

 

Определение размера головного убора кольцесантиметром

 

     Гигиенические свойства головного убора зависят в основном от вида материалов, конструкции, способов обработки. Зимние головные уборы должны обладать хорошими тепло- и ветрозащитными свойствами, летние — воздухопроницаемостью, солнцезащитными свойствами. Большинство головных уборов делается на подкладке, в некоторых видах имеется прокладка из бортовки с жёстким аппретом, суровой бязи или клееной марли. Некоторые виды головных уборов имеют с внутренней стороны налобники или полуналобники.
      Требования, предъявляемые к специальным головным уборам (для рыбаков, для рабочих горячих цехов, для работников общественного питания, для медицинских работников и т. д.), зависят от их назначения.
      В СССР головные уборы изготовлялись следующих размеров: для взрослых — 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 и 62; для детей школьного возраста — 50,51,52,53,54,55 и 56; для детей дошкольного возраста — 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 и 54. Размеры определяются длиной окружности головы, выраженной в сантиметрах измеряемой по самой выпуклой затылочной части и середине высоты лба. На изделии размер устанавливался при помощи специального кольца-измерителя.
     Мужские бытовые головные уборы изготовлялись нескольких более или менее установившихся типов. В советский период наиболее были распространены: фуражки, кепи, фетровые и соломенные шляпы, панамы, меховые шапки, тюбетейки. Однако и их использование не было в продолжении всего периода существования СССР. Это замертно на примере гражданских фуражек, широкое использование которых прекратилось в начале шестидесятых годов.

      Женские головные уборы имели очень разнообразный широкий ассортимент как по используемому материалу, так и по фасонам. Были наиболее распространены жёсткие и мягкие фетровые, соломенные и шёлковые шляпы, меховые шапочки, береты.

      Детские головные уборы подразделялись на головные уборы для мальчиков и для девочек школьного возраста, для детей дошкольного и ясельного возраста. Головные уборы для мальчиков школьного возраста — кепи и фуражки — выпускались таких же фасонов, как и  мужские. Головные уборы для девочек школьного возраста изготовлялись из тех же материалов, что и головные уборы для женщин, но их фасоны были менее разнообразны, более просты.



      Качество головных уборов проверялось в ОТК предприятия-изготовителя, которое обязано было гарантировать соответствие всех выпускаемых изделий требованиям стандарта, эталона на модель и сопровождать каждую партию поставляемых головных уборов документами, удостоверяющими их качество.


      Маркировка, упаковка. Все виды головных уборов подлежали маркировке путём клеймения и прикрепления ярлыков. Фабричная марка (клеймо) ставилось посредством горячего прессования золотой или серебряной краской на налобники или в центре кружка подкладки, в некоторых случаях клеймо наносилось тиснением или при помощи специального трафарета (шелкографией).

      Фабричная марка содержала наименование предприятия и его местонахождение. Подвесной ярлык пришивался к околышку, полям или налобнику сквозным проколом и сопровождался пломбой. Содержание надписей на ярлыке — укажем в разделе Швейные изделия.


      Размещая этот материал оказалось, что упаковка головных уборов очень интересный вопрос! Т.е. естественно первоначалино не существоало вообще никакой упаковки для головных уборов. Потом их стали заворачивать или делать специальные коробки. Самыми известными остались шляпные коробки для женских головных уборов. Шляпные же коробки упаковывались в большие деревянные ящики, прокладываясь деревянной стружкой. Далее, когда мода и технология торговли изменились - упаковка поменялась. Партии головных уборов начали заворачивать в бумагу и класть в большие ящики. В более позднее время, каждый головной убор, имевший необходимость в сохранении формы, стал упаковываться в личную картонную коробку, что позволило поменять правила упаковки и транспортировки.

      Упаковка должна была обеспечить сохранность внешнего вида и качества изделий при транспортировании и хранении. Технология упаковки не была постоянной весь советский период и несколько раз менялась. Например в пятидесятые и шестидесятые годы, первичная упаковка производилась в соответствии с ТУ на каждый вид изделия; при перевозке упаковывали в тару по существовавшему на тот момент ГОСТ 4869—50 «Тара для упаковки изделий из тканей, кожи, войлока, меха, стекла и фарфора». В ящики, предназначенные для головных уборов, вставлялась крестовина, которая образовывала в них гнёзда (клетки). Клетки в ящиках располагались в два этажа, первый ряд клеток имел дно и вынимался из ящика, открывая второй ряд. В ящике помещалась 72 кепи или 48 женских шляп. Мужские фетровые и соломенные шляпы упаковывали в ящики с гнёздами или в картонные коробки. В каждое гнездо вкладывали по три шляпы, одна в другую по восходящему номеру. При упаковке шляп с начёсом на головке каждой шляпы прокладывали крест-накрест бумажные полоски, а всю стопку в гнезде обёртывали папиросной бумагой. Гнёзда и стенки ящика с внутренней стороны выстилали бумагой. Между рядами головных уборов клали лист картона. Последний ряд покрывали бумагой. Женские и детские головные уборы, пошитые из тканей, вкладывали друг в друга по 10 штук, а затем обёртывали бумагой, такие пачки клали в ящик. Так же упаковывали трикотажные береты.

     Упаковка меховых головных уборов имела свою специфику.

      В маркировке упаковочных ящиков с головными уборами должны были быть указаны: министерство (ведомство); наименование предприятия-изготовителя, его адрес, вид и количество изделий, номер стандарта или ТУ.

      Приёмка, определение сортности. При поступлении головных уборов на склад, в кладовую или в магазин материально ответственное лицо обязано было проверить состояние тары и упаковки и произвести количественную и качественную приёмку. При приёмке и контрольной сортировке производился индивидуальный осмотр каждого изделия с внешней и внутренней стороны.

      Обращалось внимание на то, чтобы головные уборы по внешнему виду соответствовали утверждённым моделям, а по качеству материала и выработке — соответствующим ГОСТ, ОСТ или ТУ. Качественная приемка швейных головных уборов производилась в соответствии с ГОСТ 4103—53 «Правила приёмки и методы проверки качества готовых изделий».

      При определении сортности тканевые головные уборы (кепи, фуражки, панамы, жокейки, матроски) в зависимости от качества и правильности изготовления относили к 1-му, 2-му или 3-му сортам согласно соответствующему ГОСТ (например, начиная с пятидесятых годов действовал ГОСТ 471—52). Изделия, обуженные или укороченные по основным размерам на величину больше допусков, предусмотренных в стандарте или ТУ, относили к меньшему смежному размеру. При определении сортности учитывались: отклонение отделочной строчки от установленного расстояния от линии шва или от края детали; смещение козырька от средней линии; надтреснутый налобник; лопнувший картон; нитки не в тон цвету ткани; несовпадение швов; смещение фабричного штампа в сторону от установленного местоположения; неравномерность ширины налобника; неправильная пришивка налобника; разность между ширинами половинок или четвертинок верха головного убора; разное расстояние между краем бортика (поля) и краем головки; несовпадение шва бортика с центральным швом; несовпадение швов (например, при стачивании центрального шва), растянутость или посаженность четвертинок верха; подкозырёк, местами видный на лицевой стороне; перекошенность клеток ткани; неровный кант или кант больше установленной ширины (обуженный кант не допускался); слабо стаченные швы (видны нитки без растяжения шва); плохая выправка швов; слабина или складки на подкладке кружка и на налобнике; смещение подкладки; неравномерный заметно выраженный настил ваты и другие недостатки.

     Для определения сортности головных уборов учитывались также дефекты ткани на открытых частях изделий: утолщенные места, близны, пролёты, прометки, отсутствие цветной просновки, разреженные места (недосеки), пятна, заломы. Заметная полоса на тканях головных уборов не допускалась во всех трёх сортах. Головные уборы, имевшие производственно-швейные допуски или дефекты ткани, превышающие пределы, установленные для 3-го сорта, являлись нестандартными и сдаче торгующим организациям и ведомствам не подлежали. При наличии в изделиях производственных допусков и дефектов ткани, относящихся к разным сортам, изделия оцениваются по допускам и дефектам низшего сорта. Подлежали также проверке линейные размеры головных уборов. Изделия измеряются на столе и на подставках. Сжатое измерительное кольцо вводили внутрь головного убора до совпадения верхнего края кольца с краем изделия или околыша, затем кольцо раздвигали так, чтобы оно плотно прилегало и изделие удерживалось на нём.


     Ведущими предприятиями по изготовлению колпаков для шляп и мужских фетровых шляп являлись Щёлковская и Воскресенская фетровые фабрикики. Мужские и детские соломенные шляпы поставляла Завидовская фабрика. Кепи и фуражки пошивались на фабриках «Красный воин» (Москва), имени Самойлова (Ленинград) и др.



    Хранение головных уборов. Склады и подсобные помещения, где хранили головные уборы, должны были быть сухими, отапливаемыми и вентилируемыми. Головные уборы хранились в специальных ящиках, коробках и просто в открытом виде на стеллажах. Лучшим способом являлось хранение головных уборов в ящиках с клетками. При хранении головных уборов на стеллажах стопками в открытом виде стеллажи должны были обязательно закрываться раздвижными занавесками. Особое внимание должно быть обращено на предохранение меховых шапок от моли.



     Оптовая торговля головными уборами в конце пятидесятых-шестидесятые годы в основном осуществлялась через Главное управление оптовой торговли швейными, трикотажными, чулочно-носочными, меховыми изделиями и головными уборами Министерства торговли СССР (Главторгодежда) и Главное управление оптовой и мелкооптовой посылочной торговли — Кооппосылторг Центросоюза.
   
      Розничная торговля головными уборами производилась: специализированными магазинами, узкоспециализированными магазинами «Мужские головные уборы», «Женские головные уборы», отделами (секциями) промтоварных магазинов и универмагов (городских и сельских), салонами женских головных уборов. Ассортимент для каждого типа магазина определялся в зависимости от особенностей спроса, контингента покупателей и объёма товарооборота.


      Устройство и оборудование специализированного магазина и отдела универмага должны были обеспечивать хороший и всесторонний показ головных уборов покупателям, способствовать повышению производительности труда продавцов и создавать нормальные условия для продажи и хранения рабочего запаса головных уборов. Широко применялись внутримагазинные шкафы-витрины для показа имеющихся в продаже головных уборов и различные, большей частью вращающиеся, приспособления, на которых можно было одновременно показывать большое количество изделий. Верхняя часть шкафов использовалась для выставки образцов на подставках-стойках, а нижняя — для хранения лучшего обозрения рабочих запасов товаров. В нижней части шкафа (на высоте 90 см от пола) находится полка, имевшая передвижные дверки, верхняя часть имеет полки с раздвижными стеклянными дверками, где выкладывался рабочий запас изделий, служивший одновременно и для показа покупателям. Установки-стойки для головных уборов бывали одноместными и многоместными. Применялись также подставки, состоявшие из нескольких изогнутых металлических трубок различной длины, соединённых вместе в основании. Каждая трубка заканчивалась головкой, на которую надевался головной убор. Головки находились на различной высоте, поэтому изделия не загораживали одно другое.

 

 

 

Показ мужской шляпы

 

 

      Рабочие места для торговли головными уборами применяли двух типов.
 
      Для торговли мужскими головными уборами  применялась обычная планировка рабочих мест.
 
      Для женских головных уборов, кроме этого вида планировки рабочих мест, применялась еще секционная планировка. В этом случае шкафы устанавливались перпендикулярно к линии обслуживания покупателей и между ними ставили столики с настольными зеркалами-трельяжами и кресла для покупателей. Витрины-тумбочки для упаковки товара устанавливалсь в виде ограждения, отделяющего рабочее место от торгового зала. Для торговли головными уборами использовались прилавки шириной 70 см и высотой 100 см. В верхней части прилавка устанавливалась витрина для размещения образцов головных уборов. Прилавки делались полуоткрытыми для выставленных образцов. В ряде случаев у каждого рабочего места в прилавке монтировались двусторонние зеркала высотой 1,6 м, образовывавшие как бы примерочные помещения. Зеркала были установлены одно против другого и покупатель, примеривавший головной убор, видил себя во весь рост спереди и сзади и благодаря этому мог рассмотреть головной убор в сочетании с платьем, костюмом или пальто. Для лучшего освещения около каждого зеркала помещался торшер. Для осмотра примеряемого головного убора часто пользовались портативными трельяжами, у которых среднее зеркало размером (в мм) 400 х 400 и боковые зеркала размером (в мм) 400 X 200 были соединены при помощи шарниров. Рабочее место продавца головных уборов обеспечивали головками и подставками для выставки товаров, подвесным или настольным зеркалом, ручным зеркалом, кольцесантиметром и мягким метром.

 

 

 

Показ меховой шапки

 

 

     Головные уборы размещались отдельными группами (мужские, женские, для мальчиков, для девочек).
      Внутри каждой группы головные уборы раскладывались по фасонам, цвету и размерам. Мужские головные уборы рекомендовалось выкладывать на полках по видам и фасонам. Впереди выкладывали кепи, затем фуражки, шляпы и меховые головные уборы. Кепи укладывали в зависимости от материала верха (впереди шерстяные, затем х.-б. и кожаные), а в пределах группы из одного вида ткани — по материалу подкладки (кепи на шелку, кепи на сатине и т. д.). В пределах отдельных подгрупп кепи (например, шерстяные на шёлковой подкладке) выкладывают по размерам и но расцветкам. Таким же образом размещались и фуражки. Мужские шляпы размещали по видам и материалам: отдельно фетровые, соломенные и х.-б.; фетровые шляпы размещались по качеству фетра: велюровые, замшевые и т. д. Меховые головные уборы размещались сначала по видам и фасонам, а затем по видам меха. Например, впереди шапки - ушанки, затем финки, бадейки, украинки, гоголи и т. д. В пределах этих групп шапки разделялись по видам меха: каракулевые, кроликовые под котик и т. д.

 

 

Выставка женских шляп в шкафу витрине

 

 




     При выкладке головных уборов по размерам необходимо было стремиться к тому, чтобы головные уборы каждого размера выкладывались отдельными колонками. Рекомендовались следующие примерные нормы укладки головных уборов в колонки: шерстяные кепи — не более 5 штук, фуражки с козырьком — 4 штуки, шляпы фетровые и соломенные — не более 3 штук. При укладке большего количества головных уборов в одну стопку нижние ряды могут мяться и теряют свой вид. Кепи и фуражки выкладывали одну на другую козырьком вперёд. Козырьки должны были находиться один над другим без перекосов. В одной колонке выкладывали кепи или фуражки одной расцветки. Фетровые шляпы выкладывали, надевая одну на другую, соблюдая группировку по размерам, а внутри размеров — по цвету фетра и ленты. Такая укладка обеспечивала продавцу быстроту обслуживания, а покупателю облегчала выбор товара. Поля шляп, надетых одна на другую, должны были быть параллельны полке. Меховые головные уборы выкладывали различно в зависимости от фасона. Ушанки и гоголи выставляли в один ряд донышком вниз, иногда их укладывали в сжатом виде и несколько наискось с тем, чтобы каждая последующая шапка прикрывала предыдущую не более как наполовину. Ушанки и финки можно было выкладывать и в два ряда, при этом нужно было следить за тем, чтобы козырьки были обращены к покупателю.

 

 

Девушка в шляпе (Минск, 1950 год)

 

 

      Женские головные уборы — очень разнообразны, поэтому размещение их ассортимента наиболее сложно.
      Отдельными группами рекомендовалось выставлять модельные шляпы, гарнитуры и мягкие головные уборы. Шляпы в свою очередь размещали по виду материала: отдельно шёлковые, фетровые и соломенные. В пределах каждой подгруппы головные уборы размещали по цветам. При укладке товара на полках необходимо было не только сохранить его внешний вид, но и красиво
показать его покупателю. Для этого женские модельные шляпы выставляли па специальных подставках. Рядом с подставками и между ними также выставляли образцы шляп, что облегчало пользование товаром, поставленным па полках. При размещении шляп на подставках необходимо было следить за тем, чтобы отделка шляп всегда была обращена к покупателю. Мягкие женские головные уборы целесообразно было выкладывать в витрине прилавка. Береты укладывали рядками один на другой, таким образом, чтобы каждый берет, выкладываемый сверху, прикрывал не больше половины берета, лежащего внизу. Вязаные шапочки накладывать одна на другую не следовало, т. к. они могли потерять свою форму. Их рекомендовалось выкладывать в витрине каждую в отдельности.

 

 


Выставка женских шляп в шкафу-прилавке

 

 

 

  
      Рабочие запасы беретов и шапочек выкладывались стопками на первой полке шкафа по расцветкам, размерам и видам. Гарнитуры (шапочки и кашне или шапочки, кашне и перчатки) размещали на подставках, используя различные приёмы, например: вначале на подставку надевали кашне и закрепляли вверху узлом, затем сверху надевали шапочку и т. д. В тех случаях, когда шапочка имела рисунок, этот рисунок выставляется так, чтобы он был виден покупателю.

 

 

Показ кепи

 

 

      Подготовка в продаже и показ. Подготовка головных уборов к продаже состояла в том, что их рассортировывали, расценивали и очищали от пыли. Перед показом шляпу необходимо было расправить, выправить помятости и привести в надлежащий вид. Каждый головной убор должен был подбираться с учётом индивидуальных особенностей покупателя (его возраста, роста, конституции) и костюма. Он должен был гармонировать со стилем одежды, её формой, линиями.

     Рекомендуя шляпу, следовало обратить внимание на её фасон, на характер её отделки,цвет.
      Женские летние шляпы с большими полями следовало показывать покупательнице, набросив на руку и несколько подняв руку вверх, с тем, чтобы покупательница имела возможность издали видеть и оценить шляпу и её отделку. Таким образом показывали и фетровые модельные шляпы. Шляпу с вуалью обычно показывали вуалью к покупательнице, также на вытянутой руке, затем поворачивали и показывали её вид сбоку. Несколько иначе показывались береты. Для берета имел большое значение не только его внешний вид, но и характер ткани, поэтому его следовало показывать ближе к покупательнице.
       При показе мужской фетровой шляпы продавец, надев шляпу на левую руку, правой рукой делал в ней продел, придавая ту форму, которую она будет иметь при носке. После этого продавец показывал шляпу на вытянутой руке, с тем, чтобы покупатель мог её видеть издали.

     Фуражки, кепи, ушанки показывали покупателю козырьком вперед, кроме того показывали их внутренний вид. Меховые шапки показывали, надевая шапку на руку и приглаживая мех. Для того чтобы покупатель видел, подходит ли ему выбранный головной убор, мелкую переделку — растяжку головного убора и замену отделки. Растяжку производили на специальных приспособлениях. Для замены отделки в магазинах имелся сопутствующий ассортимент: вуали, булавки для шляп, ленты, цветы искусственные, перья и т. д. При подборе и примерке головных уборов большое значение имел совет продавца, его вкус, знание моды. При продаже шляп из соломки, плюша под горностай, из искусственного каракуля, птичьего пера важно было рассказать покупателю об особенностях пользования этими изделиями.

 

 

Архангельский Н. А., Палладов С. С. и др., Товароведение промышленных товаров, т. II, М., 1952; Сергеев М. Е., Палладов С. С. и др., Товароведение промышленных товаров, т. II, гл. II, М., 1954; Виноградов В. И. и Каминский Я. А., Организация и техника торговли, М., 1954; Отрогов Н. И., Организация и техника торговли промышленными товарами, М., 1953; Салихов С. В., Производство шляп, М., 1948; Виноградский Б. Н., Передовой опыт показа готового платья, головных уборов и мехов, М., 1955.
 
 
 
Башлык
 
Боярка

Головные уборы детские
 
Одежда
 
Панама 
 
Папаха 
 
Пилотка 
 
Фетр
 
Шапки меховые 
 
Шляпы 
 
Шляпы мужские

Цилиндр

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме