Фуражки

 

 

     Фуражки — мужской головной убор с козырьком, плоским донышком и жёстким широким околышком.

     Ранее фуражки назывались картузами, которые стали выходить из употребления с наступлением в стране Советской власти и началом времени атеизма,  когда покрытая голова и наличие пояса стали необязательным для мужчин, т.е. произошла смена культуры определённого внешнего облика. Картузы вышли из широкого употребления до Великой Отечественной войны. 

      Классификация фуражек даётся по шестидесятому году.

 

      Фуражки разделялись на общегражданские и форменные; были для взрослых и детей.

 

 

 

Гражданская фуражка

 

 

 

 

Гражданские Фуражки для взрослых изготовлялись — от № 53 до № 62; Фуражки для мальчиков школьного возраста семи размеров — от № 50 до № 56; для мальчиков дошкольного возраста пяти размеров от № 47 до № 51.

 

 

 

Детская фуражка

 

 

 

 

      Форменные фуражки для детей и подростков выпускались размеров с 49 по 56; для взрослых — с 52 по 61. Форменные фуражки подразделялись на военные и ведомственные, в том числе для учащихся. Фуражки военного образца в соответствии с формой бывали: для сухопутных войск, военно-воздушных сил, пограничной охраны, морского флота и речных флотилий, милиции и военизированной охраны.

 

 

 

Фуражка военного образца

 

 

 

 

Фуражка для офицеров ВМФ

 

 

 

 

     Особым видом военных фуражек являюлись казачьи.

      Фуражки для старшин, матросов срочной службы и воспитанников нахимовских военно-морских училищ делались без козырька, подбородного ремешка и пуговиц (фуражка-бескозырка), с флотской репсовой шёлковой лентой, с надписью золотыми буквами наименования флота или экипажа и изображением якоря золотистого цвета на концах.

 

 

 

Фуражка-безкозырка

 

 

 

 

      Ведомственные фуражки были установлены для работников железных дорог, водного и воздушного пассажирского транспорта и некоторых других, для учащихся общеобразовательных школ, профессиональных и специальных училищ и некоторых высших учебных заведений. Фуражки разных типов были введены отдельными организациями для своих работников: обслуживающего персонала гостиниц, работников городского транспорта, носильщиков и т. п.

 

      Гражданские фуражки изготовлялись шерстяные (из сукна, шевиота, трико, драпа), х.-б. (из рогожки, пике, букле), шёлковые (из чесучи), льняные (из полотна, парусины) и реже кожаные, меховые, соломенные, трикотажные и другие. На верх фуражек для офицеров шли чистошерстяная фуражечная ткань (образец 11128 БТУ МО 275-59 / ТК 2835 ) для маршалов, генералов и офицеров — чистошерстяной габардин артикул 1511; для других военнослужащих — фуражечное сукно артикул 852. По виду козырька различали фуражки с лаковым козырьком и с козырьком из основного материала. В летних форменных фуражках часто применяли для верха белую ткань. В этом случае из неё делали съёмные чехлы, чтобы их можно было стирать. В комплект фуражки включалсь два чехла.

 

     Основными частями фуражки являются: верх (головка), околыш и козырёк. Верх состоит из плоского донышка и боковых сторон, составленных из четырёх дугообразно выкроенных частей — четвертинок. Донышко имеет форму незначительно вытянутого эллипса (разность длин полуосей от 2 до 10 мм); изготовлялось трёхслойным: верх из основного материала, подкладка, называемая «кружком», и промежуточная прокладка, обеспечивающая некоторую жёсткость. На подкладке посередине печаталось клеймо, иногда его покрывали целлофаном, или нашиваласьромбовидная накладка из влагостойкого материала (потничок) с клеймом. В форменных фуражках между донышком и околышем прокладывался узкий цветной (установленного цвета) кант; в общегражданских Фуражках шов между донышком и скосом обычно бывал без канта или с кантом (выпушкой) из основной ткани, из которой изготовлен верх Фуражки. Внутрь боковых стенок между четвертинками основного материала и их подкладкой давались различные прокладки для обеспечения устойчивости формы фуражки. Основными из них являлись стойки, поддерживающие перед верха фуражки в поднятом состоянии, в то время как зад спущен, и кольцевой каркас из тонкой узкой (1—8 мм) металлической или пластмассовой полоски (или проволоки), обеспечивающий устойчивость краёв донышка. Стоек две: большая (широкая, почти во всю длину козырька) и малая (узкая высокая, ставилась посередине переда). Околыш (называемый также околышек и окол) делался более или менее жёстким, нёс на себе верх и козырек. Каркасом жёсткости околышка служили полоска картона, чаще всего обшитая парусиной. Внешняя сторона околыша была крыта обычно таким же материалом, из которого сделан верх, в форменных фуражках часто бывала другого цвета или из другого материала — цветного бархата; отделывалась репсовой лентой. Внутренняя сторона околыша была образована прокладкой; к ней по нижнему краю пришивался налобник — защитная от пота полоска из дерматина или ледерина. На передней стороне околыша, над козырьком, был укреплён ремешок (из кожи, лаковой клеёнки или основной ткани) с двумя пуговицами по концам и декоративными шлевками перед ними, декоративный двойной витой шнур или двойной ремешок, который можно было раздвинуть и спустить вниз под подбородок. На форменных фуражках крепятся кокарды, эмблемы, гербы.

 

     Козырьки изготовлялись из фибры или картона — лаковые либо с двойной обшивкой тканью. Лаковые имеют покрытие только с верхней (лицевой) стороны, часто делаются с выпуклым прессованным бортиком. Лицевой слой ткани называется также козырьком, нижняя обшивка — подкозырьком.

 

     Основные измерения фуражек зависят от их фасона.; в таблице приведены основные размеры для нескольких основных типов форменных фуражек.

 

 

Основные размеры форменных фуражек в см (1960 год)

 

Измерение

Размеры (номера)

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

Длина продольной оси донышка для военных фуражек

_

_

_

_

26

26,3

26,6

26,9

27,2

27,5

27,8

28,1

28,4

28,7

Длина продольной оси донышка для фуражек ВМФ

_

_

_

_

27

27,3

27,6

27,9

28,2

28,5

28,8

29,1

29,4

29,7

Длина продольной оси донышка для школьных фуражек

23,1

23,4

23,7

24

24,3

24,6

24,9

25,2

25,5

25,8

26,1

_

_

_

Длина поперечной оси донышка для военных фуражек

_

_

_

_

25,5

25,8

26,1

26,4

26,7

27

27,3

27,6

27,9

28,2

Длина поперечной оси донышка для фуражек ВМФ

_

_

_

_

26,5

26,8

27,1

27,4

27,7

28

28,3

28,6

28,9

29,2

Длина поперечной оси донышка для школьных фуражек

21,7

22

22,3

22,6

22,9

23,2

23,5

23,8

24,1

24,4

24,7

_

_

_

 

 

 

     Размеры остальных деталей для фуражек всех номеров 1960-го года одинаковы: высота околыша военных фуражек 4,5 см, морского флота и школьных 4,2 см, ширина налобника фуражек военных и военно-морского флота 5,0 см, школьных 3,7 см, высота четвертинки для Фуражек военных 5,0 см, военно-морского флота 4,8 см, школьных 3,7 см. В общегражданских фуражках в зависимости от фасона размеры деталей колебались довольно значительно. Верх форменных фуражек чаще всего соответствовал цвету костюма. Фуражки подразделялись на парадно-выходные (только для военнослужащих), повседневные и полевые (только для маршалов, генералов и офицеров Советской Армии). Все виды фуражек по конструкции были одинаковы и различались лишь расцветкой, качеством материала, размерами, а также знаками различия на тулье, околышке и козырьке фуражки. 

 


Расцветка форменных фуражек (1960 год)

 

 

 


Знаки различия на фуражках военнослужащих Советской Армии и ВМФ (1960 год)

 

 

 

 

     Требования к качеству. Строчка швов ровная без пропусков. Стачные швы четвертинок и околыша прямые. Шов околыша должен совпадать со швом между задними четвертинками, образуя одну прямую. В фуражках с козырьком, обшитым тканью, шов стачки козырька с подкозырьком делается на стороне подкозырька. Козырёк пристрочен симметрично; середина точно совпадает с серединой переда фуражки. Пошив должен производиться нитками под цвет изделия. Наружная строчка фуражки из чистошерстяных тканей выполняется шёлком.

 

      В зависимости от качества материалов и изготовления, а также наличия или отсутствия отдельных дефектов фуражки рассортировывались на три сорта. К 1-му сорту относились фуражки, в которых основные материалы не имеют дефектов (утолщений, слётов, близн, пролётов, пятен, заломов и т. д.) или имеют их в количестве не свыше пределов для 1-го сорта, а фуражки полностью соответствовали требованиям ТУ или имели незначительные допустимые отступления. Ко 2-му сорту относились фуражки, имеющие дефекты 2-го сорта по тканям или определённые дефекты пошива; к 3-му сорту относились Фуражки с соответствующими дефектами по тканям, а также при соответствующих дефектах изготовления.

 

      Приёмка и упаковка фуражек производилась по правилам приёмки швейных изделий. Упаковывались (по ГОСТ 4869-50) в ящики с крестовиной, образующей гнёзда. Гнёзда и стенки ящика изнутри выстилались бумагой. После заполнения одного ряда гнёзд накладывался лист картона, на него новая крестовина и в неё таким же порядком следующий ряд фуражек и так до заполнения ящика.

 

      Маркировка. К каждой фуражке прикреплялся ярлык с зарегистрированной фабричной маркой, наименованием предприятия, его подчинённости и местонахождения, наименованием изделия, указанием вида ткани, артикула, сорта, цены и ГОСТ или ТУ.

Другие общие сведения — Головные уборы.

 

 

Капитанки

Кепки (кепи)

 

 

Фуражка капитана корабля

 

 

 

 

 

Обсуждение, предложения и восторги на форуме