Портсигары
Портсигары — футляры, служащие для хранения и ношения при себе папирос, сигар и сигарет.
Подразделяются на деревянные, кожаные, металлические, пластмассовые.
В СССР портсигары выпускались различных фасонов и размеров.
Портсигары деревянные изготовлялись из тщательно отполированных ценных пород капо-корня, чинары, ореха, самшита. Из них делались все детали — створки, шарниры, замки.
Портсигары кожаные и из кожзаменителей изготовлялись из кожи галантерейной, шорно-седельной и спилока или заменителей — гранитоля, гралекса галантерейного, дерматина, чаще всего — с подкладкой. В качестве подкладочных тканей использовались радаме, сатин, коленкор. В зависимости от фасона различались: с рамочным замком, вкладные, с клапаном и дорожные.
Портсигары кожаные с рамочным замком имели корпус, состоящий из двух кожаных вытяжных стенок, окантованных металлическими раскладными рамками, соединёнными шарниром и закрывающимися кнопкой — запором; обе стороны образовывали два отделения с полукарманами.
Портсигары кожаные вкладные состояли из двух плоских полуфутляров одинаковой формы, из которых один служил вкладышем, а другой — крышкой; донышко твёрдое, направленное на колодке; края крышки не доходят до дна вкладыша.
Портсигары кожаные с клапаном сшивались из двух стенок, соединённых складными клинчиками, и образовывавших коробку с карманом под шлёвку.
Портсигары кожаные дорожные отличались от вкладных только тем, что имели ремни для ношения через плечо.
В зависимости от фасона размеры портсигаров могли быть изменены. Портсигары кожаные обычно вмещали два ряда папирос от 8 до 10 штук в каждом ряду в зависимости от размера гильз.
Некоторые виды кожаных портсигаров выпускались с орнаментами, художественным тиснением, с цветной разрисовкой. Тиснение должно быть рельефным; сама кожа или заменители — иметь равномерную плотность с эластичной и чистой поверхностью и прочной окраской. Портсигары кожаные должны были иметь привлекательный вид и соответствовать требованиям ТУ 1017-50 Министерства лёгкой промышленности СССР.
Маркировка кожаных портсигаров производилась горячим клеймением на внутреннем вкладыше или на пришитой светлой ленте с обозначением наименования предприятия, артикула и сорта.
Портсигары упаковывались в фирменные коробки с этикеткой (по 10 шт.).
Портсигары металлические вырабатывались из драгоценных металлов (золота, серебра или их сплавоп), а также из чёрных и цветных металлов (алюминия, стали и т. д.) и комбинированные. По способу изготовления бывали филигранные, с отделкой поверхности цветной эмалью, чернью (ручной работы) и штампованные.
Портсигары из драгоценных металлов выпускались с различными видами художественной отделки. Из золота — 583-й пробы, из серебра — не ниже 875-й пробы. Портсигары из драгоценных металлов бывали весовые и выпускались одного сорта. Вес их не должен превышать 170—200 г.
Портсигары из чёрных и цветных металлов выпускались алюминиевые, стальные, а также из сплавов цветных металлов. Изделия из латуни, томпака и мельхиора серебрились или золотились. Алюминиевые анодировались с окраской под золото.
Портсигары металлические, предназначенные для ношения сигарет, обычно имели снаружи декоративное покрытие, в основном из слоя никеля или хрома, а внутри — из бронзы. Все металлические портсигары имели вместимость до 10 папирос на одной створке. Портсигары комбинированные изготовлялись на металлической раме, в которую вставлялась пластина из камня. В замок вставлялась — яшма, орлец, агат или другие из группы полудрагоценных камней. Вместимость комбинированных портсигаров — по одному ряду папирос в каждой половинке от 8 до 10 шт. в ряду.
Портсигары из драгоценных металлов, из ценных пород древесины и комбинированные обертывались в тонкую бумагу и упаковывались в индивидуальные коробки.
Маркировка и хранение портсигаров из ценных пород древесины и комбинированных, соответственно, Капо-корешковым художественным изделиям.
Серебряный портсигар
Портсигары из пластмасс бывали штампованные с рисунком. Изготовлялись из целлулоида, органического стекла, полистирола. Вместимость портсигара — около двух десятков папирос или сигарет. Крышки должны были плотно закрываться; не должно быть перекосов, зазоров; шарниры и замки должны были быть тщательно отделаны.
На внутренней стороне края крышки портсигара ставилосья клеймо предприятия-изготовителя, а на серебряных и золотых изделиях — соответствующая проба.
Металлический портсигар