Торговля молоком

 

 

     Торговля молоком. Молоко в торговое предприятие в пятидесятые годы из городского молочного завода выпускалось в стеклянных бутылках ёмкостью 1, 0,5 и 0,25 литра (в шестидесятые годы появилась новая упаковка - пакеты-тетраэдры, но бутылки не перестали штроко использоваться), а также во флягах.

     Доставлялось молоко в магазины по их заказам специальными автомашинами или транспортными средствами особого назначения. Фляги с молоком, оправляемые с завода, должны плотно закрываться крышками с кольцами из резины или чистой неокрашенной обёрточной бумагой и обязательно пломбироваться.

 

 

Молочный магазин

 

 

 

     Бутылки с молоком должны были иметь металлическую капсулу или картонный кружок с обозначением на них названия предприятия, вида молока, даты выпуска (дня недели) и номера ГОСТ.

 

 

 

Укупорка бутылок с молоком металлической капсулой

 

 

 

 

     Молоко, посылаемое заводом торговым предприятиям, снабжалось паспортом или накладной, на обороте которой указывался номер паспорта, дата выдачи, адрес завода, название продукта и основные показатели: жирность, кислотность и температура. При поступлении молока торговое предприятие немедленно производило приёмку, проверяло целость пломб, качество упаковки и тары. Затем из полученной партии вскрывалось несколько мест для определения качества продукта во флягах, после перемешивания молока мутовкой. Принятое молоко сейчас же помещалось в холодильную камеру или специальное помещение с температурой не выше +10° и не ниже 0° и относительной влажностью не выше 80%. Отпускаемое потребителям молоко не должно было иметь температуру выше +15°, поэтому в торговом зале бутылочное молоко следовало хранить в холодильных шкафах или прилавках, фляжное помещалось в охлаждающие ванны (в тёплое время года наполненные снегом).

 

 

Охлаждаемый прилавок с молоком

 

 

 

     По санитарным правилам в магазинах, имеющих холод, в тёплый период молоко можно было хранить не более 20 часов, в холодный период года — 2-4 часа. При отсутствии на рабочих местах охлаждаемого оборудования выносимый в торговый зал запас молока должен был быть рассчитан на двухчасовой срок реализации. Для продажи молока и молочных продуктов организовывались специализированные молочные магазины, палатки или молочные отделы в гастрономических и смешанных продовольственных магазинах. В торговом зале продажа молока и молочных продуктов производилась обособленно на отдельных рабочих местах или за отдельными прилавками и обеспечивались специальным инвентарём — весами, мерной посудой, автоматом для отмеривания молока (дозатором), ножами, упаковочным материалом и пр.

 

 

Спичечные этикетки Башкирской спичечной фабрики "1-го мая"

 

 

 

     В конце пятидесятых годов начинала широко практиковаться доставка молока покупателям на дом за наличный расчёт и по абонементам. Продажу молока с доставкой на дом производили продавцы-разносчики, которые принимали в обмен и бутылки из-под молока. В районах, удалённых от магазинов, молоко на дом доставлялось специальными автомашинами или в особых цистернах завозилось на известные улицы и продавец отпускал его в розлив. В магазинах самообслуживания покупатель сам выбирает бутылки с молоком из находившихся в магазине ванн.

     В молочном магазине или отделе необходимо было обращать особое внимание на содержание в образцовой чистоте помещения, инвентаря и оборудования. Все продавцы молочных продуктов должны были быть в спецодежде, состоящей из белой куртки или халата, фартука, нарукавников и головного убора. Это всё в СССР. А что сегодня? Часто ли продавец может похвастаться спецодеждой, законной медкнижкой и знанием русского языка?

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме