Обмен проданных товаров (Часть 1)

 

 

       На этой странице про обмен проданных товаров в пятидесятые-шестидесятые годы. А современность - следующая страница.

 

 

 

     Обмен проданных товаров в СССР производился при обнаружении неисправности и дефектов в товарах, для которых были установлены гарантийные сроки пользования (телевизоры, радиоприёмники, электрохолодильники, стиральные машины, фотоаппараты, часы, гармонии, аккордеоны, баяны, пылесосы и др.), а также в товарах, не бывших в употреблении В соответствии с приказом Министерства торговли были установлены следующие правила обмена проданных товаров: покупатель до истечения гарантийного срока, указанного в паспорте к товару, обращался в мастерскую гарантийного ремонта, а в пунктах, где отсутствовали такие мастерские, — непосредственно в магазин по месту покупки. Ремонт производился бесплатно При продаже товара магазин был обязан указать в паспорте на изделие или в специальной памятке название, адрес и время работы мастерской гарантийного ремонта, в которую следуовало обращаться для устранения различных неисправностей и дефектов в купленном предмете.
 
 
       Покупатель имел право на беспрепятственный обмен по месту покупки дефектных товаров с гарантийным сроком пользования в случае, если исправить вещь невозможно в условиях мастерской гарантийного ремонта (в пунктах, где нет таких мастерских, в магазине) по причине сложности ремонта или отсутствия деталей, нуждающихся в замене; при обнаружении повторных (более двух раз в течение гарантийного срока) неисправностей в отремонтированном мастерской (магазином) предмете. При отсутствии товара для замены дефектная вещь принималась магазином обратно с возмещением покупателю стоимости по уплаченной им цене. Обмен или обратный приём дефектных товаров с гарантийным сроком пользования производился вне очереди по письменному заявлению покупателя с приложением паспорта на изделие, имевшего отметки мастерской гарантийного ремонта (магазина) о сроках и характере ранее произведённого ремонта или причинах, по которым был невозможен ремонт. Обмен недоброкачественной обуви, купленной в розничной торговой сети, производился согласно особым правилам. Покупатель, обнаруживший дефекты в купленном им товаре, для которого не были установлены гарантийные сроки пользования (одежда, ткани, меха, ковры и др.), имел право возвратить его в магазин в течение 7 дней (не считая дня покупки) для обмена, а при отсутствии такого товара в продаже — получить его стоимость по уплаченной в момент покупки цене. Обмен или обратный приём вещи производился вне очереди по письменному заявлению покупателя с приложением товарного чека магазина или фабричного ярлыка с отметкой магазина о дате продажи. Срок возврата в магазин недоброкачественных товаров со скрытыми дефектами, подтверждёнными лабораторным анализом или Бюро товарных экспертиз, по которым не было гарантийных сроков пользования, устанавливался 1 месяц.
 
 
      Полученные от покупателей недоброкачественные товары возвращались магазином поставщику (оптовой базе, заводу или фабрике-изготовителю). Возврат предприятию и обмен недоброкачественных изделий на исправные производился в порядке, установленном Основными условиями поставки промышленных товаров.
 
 
     Покупателю предоставлялось право в течение 5 дней (не считая дня покупки) обменять в магазине на аналогичный товар приобретённую верхнюю одежду, головные уборы, обувь, штучный текстиль, трикотажные изделия и женские сумки, если они не подошли по форме, фасону, расцветке или размеру. Обмен производился в порядке общей очереди и только в том случае, если товар не был в употреблении, возвращён в неповреждённом, незагрязнённом виде и при нём сохранился фабричный ярлык и товарный чек, выписанный магазином. Обмен товаров в магазине производился заведующим секцией (старшим продавцом) магазина. Возврат денег покупателю производился магазином немедленно после приема товара по ордеру, содержавшему наименование товара, его сорт, артикул, цену и адрес покупателя. При выплате покупателю разницы в ценах выписывался ордер в кассу с указанием цены возвращаемой покупателем и приобретаемой вещи и разницы в ценах. Указанные правила о порядке возврата и обмена товаров не распространялись на вещи, купленные в комиссионных магазинах и магазинах по продаже скупленных (случайных) вещей. Условия обмена и возмещения покупателю стоимости, установленные указанными правилами, не применялись в случае замены в телевизорах и других радиотоварах электровакуумных изделий (радиоламп, кинескопов), а также замены сопротивлений и конденсаторов. Обмен дефектных радиотоваров на новые или возмещение покупателю стоимости их производился после двукратного ремонта (кроме случаев замены радиоламп, кинескопов, сопротивлений, конденсаторов) и заключения гарантийных мастерских или телевизионных ателье о том, что телевизор, радиоприёмник и др. имел производственные дефекты и вновь требовал ремонта. При обмене покупателю неисправного товара на новый вследствие повторного (более двух раз в течение гарантийного срока) ремонта, произведённого в мастерской или магазине, действие гарантийного срока начинался с момента обмена.
 
 
     Гарантийные сроки, в течение которых производитель нёс перед покупателем ответственность за качество товара, устанавливался со дня покупки товара покупателем в магазине и составлял: для автомашин, оптических товаров, фотопринадлежностей, увеличителей и увеличительных приставок, патефонов, киноаппаратов, швейных машин, телевизоров, радиоприёмников, радиол, проигрывателей, радиограммофонов, магнитофонов, микрофонов и электровакуумных изделий — 6 месяцев; для часов, фотоаппаратов, фотообъективов, пылесосов, полотеров, электробритв, вентиляторов, соковыжималок, мебели всех видов, велосипедов, охотничьих ружей, мотороллеров — 1 год; для мотоциклов до 350 см³ — 1½ года; для мотоциклов свыше 350 см³, холодильников электрических, компрессорных и абсорбционных, стиральных машин — 2 года.
 
 
       Правила обмена и ремонта недоброкачественной кожаной обуви, купленной в розничной торговой сети, а также возврата денег за неё предусматривал обмен обуви всех сортов при наличии в ней хотя бы одного из следующих дефектов: верх обуви — со сквозными трещинами, распоровшийся по шву, вышедший из-под затяжки со сквозными, образовавшимися при обработке подошвы или каблука порезами; подошва — перелом, износившаяся до дыр, отклеившаяся, оторвавшаяся; задник — осевший; стелька основная — перелом, коробление (загнувшиеся края), вызванное производственными причинами; бугры на стельке, вызванные производственными причинами, разрушенная стелька по линии крепления (перебитая гвоздями или пересеченная строчкой в процессе производства); каблук — оторвавшийся, расколовшийся; внутренняя часть обуви — выступающие на стельке во время носки незаделанные винты, гвозди, отрыв или разрыв поднаряда или футора (сквозной наклейки), подкладка, порванная в процессе производства, или подкладка с грубыми складками в пучковой, пяточной или носочной частях. Не подлежала обмену обувь с дефектами, явившимися результатом ненормальных условий носки и не зависящими от качества товара или от процессов его производства, например ожоги, порезы об острые предметы, повреждения от ударов о твёрдые предметы; обувь, покоробившаяся от ненормальной сушки при повышенной температуре; обувь, протёртая галошами; обувь, бывшая в починке (кроме набойки).
 
 
     Покупатель имел право обменять недоброкачественную обувь или получить обратно уплаченные за неё деньги в пределах гарантийных сроков, исчисленных со дня покупки обуви. Обмен недоброкачественной обуви или возврат покупателю денег, уплаченных им за эту обувь, производился тем магазином, в котором обувь была куплена. При продаже обуви покупателю магазин давал контрольный чек с обозначением артикула обуви, цены её, номера магазина и даты продажи. Покупатель, возвращавший недоброкачественную обувь, должен был подать в магазин заявление, приложив к нему чек магазина. Без предъявления чека магазина обувь обмену не подлежала. Магазин был обязан по предъявлении покупателем недоброкачественной обуви и подаче заявления об её обмене немедленно дать свое заключение об удовлетворении претензии покупателя или об отказе удовлетворить эту претензию. В отдельных случаях, требующих более длительного времени для определения причин недоброкачественности обуви, заключение магазином должно быть быть дано не позднее 5 суток со дня подачи покупателем заявления. Обувь, признанная подлежащей обмену, должна была быть обменена магазином немедленно, а в случае отсутствия в магазине обуви соответствующего вида и сорта покупателю должны были быть возвращены уплаченные им деньги. С согласия покупателя недоброкачественная обувь могла быть обменена на обувь другого вида или сорта.
 
 
       В отдельных случаях и только при условии, что предприятие, выработавшее недоброкачественную обувь, и продавший её магазин находятся в одном городе, вместо обмена обуви мог производиться её ремонт. Ремонт должен был производиться лишь в тех случаях, когда он не изменял внешнего вида, размера, фасона и прочности обуви. Например, недозаколоченные отдельные гвозди, местное отслаивание подошв, нарушение одиночного шва. Ремонт обуви должен был быть произведён через магазин силами и средствами предприятия, выработавшего обувь, в 7-дневный срок со дня сдачи покупателем магазину обуви для ремонта. Правила обмена обуви должны были быть отпечатаны массовым тиражом и вывешены в магазинах на видном месте для обозрения покупателями.
 
 
 
 

Гарантийные сроки для обмена и ремонта недоброкачественной обуви

 

 

 
 

Гарантийные сроки для обмена и ремонта недоброкачественной резиновой обуви

 

 

 

Обувь

 

 

Обмен проданных товаров (Часть 2)