Керосин

     Керосин — продукт переработки нефти; вид жидкого топлива; применяется для освещения, в бытовых нагревательных приборах, а также в тракторных и других карбюраторных двигателях. Бесцветная или светло-жёлтая жидкость с голубоватым оттенком, с темппературой кипения от 150 до 315°. По химическому составу керосин — смесь жидких углеводородов.
 
 
      Советская промышленность вырабатывала керосин трёх видов: осветительный, осветительный тяжёлый и тракторный.
 
Керосин осветительный получается из дестиллатов прямой перегонки нефти, к-рые подвергаются тщательной сернокислотной щелочной и водной очистке для удаления смолистых, азотистых и кислородных соединений. Обработанный таким образом керосин обладает свойством легко подниматься по фитилю и не дает копоти. Он применяется в лампах, примусах, керосинках, керогазах и т. д. Качество осветительного керосина нормировалось ГОСТ 4753—49. Удельный вес его не более 0,84; температура вспышки, гарантирующая безопасность обращения, не ниже 40°; температура помутнения, гарантирующая низкую температуру застывания, не выше—12°; высота некоптящего пламени не менее 20 мм.
 
Керосин осветительный тяжёлый (пиронафт) получается прямой перегонкой нефти. Он имеет высокую температуру вспышки (не ниже 90°) и предназначается для сжигания в специальных лампах, в помещениях с повышенной огнеопасностью — котельных, банях, на мелких судах, для сигнальных фонарей бакенов, маяков и т. п. Плотность пиронафта 0,61; качество его регламентирует ГОСТ 92—50.
 
Керосин тракторный, как правило, представляет собой смесь продуктов прямой перегонки и крекинга нефти. Получается он из малосернистых нефтей, богатых нафтеновыми и ароматическими углеводородами, главным образом из нефтей бакинского района, грозненской беспарафинистой и других и применяется в качестве топлива в карбюраторных тракторных двигателях. Главнейшей характеристикой тракторного керосин являются фракционный состав и октановое число. В зависимости от этих показателей различаются два сорта керосина: тракторный, с октановым числом 40, и тракторный высокооктановый, с октановым числом не ниже 45. Оба сорта близки по своему фракционному составу. ГОСТ 1842—52 нормирует для тракторного керосина максимальную и минимальную температуру выкипания 10 и 90% — соответственно 110 и 240° и температуру выкипания 50%—190°.
 
Высокооктановый тракторный керосин имеет ту же температуру выкипания 10, 50 и 90%, но температуру выкипания 98%—290° (для тракторного керосина конец кипения не должен превышать 300°). ГОСТ регламентировал также кислотность, зольность, содержание смол, серы, механических примесей, воды, водорастворимых кислот и щелочей и т. п.
 
 
        Транспортируется керосин в наливных судах, цистернах и стальных бочках. Хранить его необходимо с соблюдением правил противопожарной безопасности.
 
 
 
Керогаз
 
Керосинка