Парики

 
 
 
     Парик (от итал. parrucca) — причёска из волос, нашитых на матерчатую основу (монтюр).
 
 
 
 

Парик городской

 

1 — тюль; 2 — волос; 3 — газовая подклейка; 4 — пружинка; 5 — лента (справа — монтюр парика)
 
 
 
 
 
 
      Появились парики в отдалённые времена. Уже в древнем Египте их носили в качестве головного убора жрецы и женщины из знатных фамилий. В древней Греции парики входят в употребление главным образом у женщин. В императорском Риме женские причёски принимают самые причудливые формы, что приводит вначале к добавлению фальшивых волос к собственным, а затем к широкому распространению париков, украшенных золотом, жемчугом, камнями. В средние века парики надолго вышли из употребления. Только в конце XVI—начале XVII веков мода на длинные волосы приводит к ношению париков по всей Западной Европе. В России употребление париков было введено Петром I. Большое распространение парики получили среди высших придворных и офицеров при Павле I. После французской буржуазной революции 1789 г. парики вышли из моды. В Англии сохранились парики как традиционный головной убор судей.
 
 
     В зависимости от назначения парики подразделяются на театральные, бытовые и кукольные.
 
 
 
 
 

Парики театральные городской и характерный

 

 
 
 
 
     Парики театральные — часть актёрского грима; помогают актеру в воссоздании образа человека определённой эпохи, возраста, национальности, социальной среды, характера и т. п., составляя одно целое с костюмом и гримом актера. Парики изготовлялись из человеческого, буйволового и конского волоса; верблюжьей, козьей или ангорской шерсти в натуральном цвете или окрашенные; из искусственных заменителей (морская трава, конопля, лён, мочало, шёлковые и бумажные нитки, искусственный волос). Морская трава, мочало, конопля, лён, шёлковые и бумажные нитки применяются, как правило, для характерных и гротесковых париков в спектаклях комедийного и сказочного характера. Для монтюра париков использовались: тюль кручёный х.-б. и капроновый, лента-тесьма, мадаполам, батист, трикотаж, замша (или резина), газ-сито, муслин, шифон. Тюль и лента окрашиваются соответственно цвету волос, а другие ткани — в телесный цвет. Во все внешние углы парика (затылочные, височные, передние) ставятся пружинки, которыми края прижимаются к голове актёра. Волосы прикрепляются к основе двумя способами: посредством тамбуровки (продёргивание и затягивание волоса специальным крючком) либо посредством нашивки треса, который представляет собой волосы, заплетённые головками между тремя нитками, концы которых свисают в виде длинной бахромы. Лицевую сторону и пробор закрывают в последнем случае тамбуровкой. Изготовлялись основные размеры театральных париков — от 54-го до 60-го номера. По заказу парики могут быть изготовлены меньших и больших размеров.
      Парики театральные подразделяются на мужские и женские. Парики мужские изготовлялись следующих типов: городские, бобрики, русские, лысые, характерные, негритянские, французские и мольеровские. У парика городского волосы на затылочной части и висках коротко подстрижены и завиты. На мадаполаме располагается прямой или боковой пробор; выпускались и без пробора. У парика бобрик волосы нашиты очень густо и очень коротко подстрижены кругом. У парика русского волосы полудлинные, подстриженные скобкой, коротко на висках и над лбом. Парик с прямым пробором. У парика лысого волосы нашиты негусто; на мадаполаме остаётся открытая лысина, закрашенная гримом под телесный цвет и припудренная. У парика характерного редкие волосы с просвечивающей лысиной, с различными начёсами, часто с деформированным черепом. Парики лысые и характерные могли иметь, кроме мягкого монтюра, твёрдую, вылепленную из папье-маше основу. Парики с мягкой основой были удобны тем, что они легки и плотно облегали голову. Их можно было пригнать на любой размер головы путёмушивания, расшивания, палкладывания ваты. Преимущество парика с твёрдой основой в том, что с его помощью можно было значительно изменить форму головы актёра.
 
      У парика негритянского волосы чёрные, коротко подстриженные и завитые мелкими колечками.
 
      У парика французского волосы, как правило, белые. На висках закручены букли, сзади коса, перевязанная бантом.
 
 
 
 
 

Парик французский (мужской) и парик мольеровский

 

 

 
 
 
 
 
      У парика мольеровского монтюр, как у французского. К височным и задней частям монтюра пришиты полосы тюля, которые, как и весь монтюр, покрываются волосами. Парик большой и завит кольцами или локонами.
 
 
 
 
 
 

Парики женские

 

Парики: 1 — под прическу; 2 — французский
 
 
 
 
 
     Парики женские выпускались следующих типов: под причёску, с одной косой, с двумя косами и французские. У парика под причёску волосы завиты. В тех случаях, когда парик без пробора, ставилась газовая подклейка. Если имелся пробор, газовая полоска ставилась либо на середине теменной части (прямой пробор), либо сбоку над глазом (боковой пробор). У париков с одной косой пробор, как правило, прямой, но в некоторых случаях может быть и боковой. Волосы завивались на передней части и вплетались сзади в пришитую косу. Парик с двумя косами отличался от парика с одной косой тем, что имелось две косы и пробор на затылочной части через весь тюль.
     У парика женского французского волосы, как правило, белые. Причёска разнообразная, но всегда с локонами, кольцами и волнами. Причёска у всех видов париков зависит от исторических, идейных и художественных особенностей пьесы или личных качеств того или иного персонажа.
 
     Мужские парики закреплялись на голове актёра с помощью театрального лака, а женские в большинстве случаев не приклеивались, а прикалывались шпильками к своим волосам.
 
     Вместе с мужскими париками могли употребляться бороды, бакенбарды и усы; с женскими — косы и локоны. Одной из разновидностей париков театральных являлся парик цирковой трюковой, употреблявшийся в цирке и на эстраде; отличался большим разнообразием основы (монтюра) и скрытыми механизмами: парик «со слезами», парик с поднимающимися волосами, парик с вырастающей шишкой и т. д. Некоторые виды театральных париков употреблялись для выставочных манекенов с целью создать впечатление современной естественной причёски. В ряде случаев вместо театрального парика использовались накладки (полупарики) разных размеров и форм. Накладка выглядила более естественно, не увеличивала объёма головы и была значительно легче парика. Низ накладки незаметно сливался с волосами актёра. Задача накладок заключается в том, чтобы у мужчин прикрыть лысину, изменить форму лба, а у женщин для того, чтобы увеличить количество волос для создания сложной причёски.
 
 
     Парики бытовые предназначены для повседневного пользования в случаях преждевременного облысений. Изготовлялись так же, как и театральные, но требовала более тщательной обработки, лучшего, тонкого и прочного материала. Волосы употреблялсь только человеческие. Причёска бытовых париков была современной. Выполнялись по специальному заказу.
 
 
     Парики кукольные предназначены для кукол. Изготовлялись так же, как и театральные парики. Сырьём служил человеческий, буйволовый волос и искусственные заменители. Причёска могла быть с локонами, с пробором, без пробора, с косичками. Размеры парика соответствовали объёму кукольных головок. Выполнялись по заказу.
 
 
 
 
 
 
     Парики упаковывались в картонные коробки или в пакеты из целлофана. Имели пришитый либо наклеенный на упаковку ярлык с указанием предприятия-изготовителя, наименования парика, даты изготовления, размера, цены в подписи лица, ответственного за качество. Парики хранились в сухом чистом месте, желательно одетыми на деревянную болванку, имевшую форму человеческой головы, или на стойку-грибок. С целью предохранения от моли парики необходимо было пересыпать нафталином. Перед спектаклем театральные парики расчесывалсь, смазываются лёгким слоем репейного масла, завиваются щипцами.
 
     Качество изготовляемых париков проверялось внешним осмотром. Размеры театральных и бытовых париков должны были соответствовать размерам человеческой головы и покрывать её волосяной покров. Волосы должны были быть прочно укреплены на основе (монтюре) парика и не выпадать. Все части основы (тесьма, пружинки, тюль, мадаполам, газ-сито и др.) должны были быть крепко скреплены между собой нитками и не распадаться.
 
 
 

Пантон для подбора цвета париков "Revlon"

 

 
 

Пантон для подбора цвета париков "Revlon"

 

 
 

Гримировальные краски (грим)

Гримировальные средства

Парфюмерно-косметические товары

 

Обсуждение, предложения и восторги на форуме