Ассортимент

 

 

     Ассортимент — сочетание и подбор товаров различных видов.

 

     Понятие ассортимента применяли для характеристики состава товарной массы в различных условиях:

1) Ассортимент товаров народного потребления характеризовавший состав товаров народного требления, находящихся в сфере обращения;

2) Ассортимент продукции отрасли промышленности (или производственного предприятия) характеризовавший состав и соотношение отдельных видов изделий в выпуске продукции какой-либо отрасли промышленности или промышленного предприятия;

3) Ассортимент товарной группы характеризующий состав или сочетание товаров, входящих в данную товарную группу;

4) Ассортимент торгового предприятия характеризовавший подбор различных товаров в данном торговом предприятии (оптовой базе, магазине и т. д.).

 

     Ассортимент товаров подвержен постоянным изменениям, происходящим вследствие роста потребностей и вкусов потребителей, в связи с чем производство товаров, не пользующихся спросом, прекращалось и появлялись новые товары. Полнота ассортимента — важный показатель работы торгового предприятия. Торговые организации были обязаны постоянно предъявлять промышленности требования на более разнообразные товары и на увеличение выпуска товаров, пользующихся повышенным спросом. Эти требования основывались в значительной степени на изучении спроса населения. Формирование торгового ассортимента начиналось в оптовых звеньях торговли и заканчивалось в розничных торговых организациях и предприятиях. Начальной стадией формирования торгового ассортимент являлось образование особых товарных групп, каждая из которых включала в свой состав товары, вырабатываемые различными производственными предприятиями или отраслями промышленности. Товарная группа образовывалась из товаров, объединённых по признаку однородности сырья и материала, идущих на их изготовление (например, металл), либо по признаку потребительского назначения (например, радиотовары). Товарные группы подразделялись на подгруппы, состоящие из однородных товаров, по признаку единства производственного происхождения товара (например, в группе металлической посуды выделяли в особые подгруппы по признаку единства производственного происхождения посуду: железную оцинкованную, железную эмалированную, железную лужёную, чугунную черную, чугунную эмалированную, алюминиевую, латунную, мельхиоровую и посуду из нержавеющей стали). Подгруппы, в свою очередь, складывались из различных видов товаров (напрмер, подгруппа железной эмалированной посуды состояла из следующих видов товаров: кастрюли, чайники, кофейники, сковороды, тазы, кружки и т. д.). Вид был представлен одинаковыми товарами разнообразного назначения (например, кастрюли для переноски пищи, для варки картофеля на пару, для варки каши и т.д.). Отдельные товары одинакового назначения могли различаться между собой особыми признаками, которые обозначали разными артикулами, сортами, марками и т. д. (например, одни только кастрюли железные эмалированные для переноски пищи в конце пятидесятых годов насчитывава семь артикулов).

 

     В торговой практике различали: артикул групповой и артикул развёрнутый. В договорах на поставку товаров групповой артикул рассматривался как перечень товарных групп с указанием количества подлежащих поставке товаров.

     Развёрнутый артикул представлял собой детализацию группового артикула. Каждая товарная группа здесь была представлена в развёрнутом виде с разбивкой на подгруппы, виды, наименования и сорта, с указанием количества товаров по каждому признаку. Развёрнутый ассортимент приводился в спецификации, прилагаемой к договору. Предусматриваемые в договорах требования об обязательном согласовании между торгующими организациями и поставщиками развернутого ассортимента представляли собой одну из форм активного воздействия торговли на промышленность с целью расширения производства товаров народного потребления, пользовавшихся у населения большим спросом.

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме