Гравюра

     Гравюра (фр. gravure), эстамп - художественное изображение, отпечатанное на бумаге (в редких случаях на ткани) с металлической, деревянной или иной доски, обработанной различными способами художником-гравёром. Будучи покрыта краской, такая доска даёт  большое количество одинаковых, равноценных в художественном отношении отпечатков (оттисков). Сравнительная дешевизна гравюры делает оригинальное художественное произведение доступным широким массам, вводит искусство в быт. Печатание гравюр производится в большинстве случаев на ручном печатном станке самим автором или под его непосредственным наблюдением. Некоторые виды гравюр находят применение в полиграфии. При печатании употребляются типографские масляные (разведённые на олифе) или акварельные краски и бумага, хорошо воспринимающая краску. Гравюры бывают чёрные, одноцветные и многоцветные. Многоцветная гравюра получается путём последовательной печати с нескольких досок, каждая из которых несёт один цвет, или печатанием с одной доски, раскрашенной разными цветами. Но характеру печатной доски и способу её обработки гравюры делится на углублённую и выпуклую. Особую группу составляют отпечатки с плоской доски, или литография.

 

     Углублённая гравюра, или гравюра глубокой печати, печатается обычно с металлической доски, на которую механическим или химическим путём нанесено изображение в виде углубленных линий, царапин, борозд и точек. Печатание производится на увлажненной бумаге под прессом. К углублённой гравюре относятся: гравюра резцом, сухая игла, меццотинто, офорт, акватинта, мягкий лак, карандашная манера и пунктир.

 

 

     В гравюре резцом линии рисунка вырезаются на медной или стальной пластинке резцом (штихелем). Эта техника даёт 1000—1500 оттисков. Возникновение резцовой гравюры относится к середине XV века. Крупнейшими мастерами резцовой гравюры были А. Дюрер (1471—1528), М.-А. Раймонди (1480—1530), Лука Лейденский (1494—1533). В России резцом работали Е. П. Чемесов (1737—1765), Н. И. Уткин (1780—1863). Гравюры резцом обычно имеют вид чёткого линейного рисунка с правильным штрихом, концы которого слегка утончаются.

 

 

 

Гравюра резцом. А. Дюрер. Танцующие крестьяне

 

 

 

 

 

 

     Техника сухой иглы заключается в том, что рисунок процарапывают стальной иглой на медной или цинковой доске. Эта техника допускает небольшое число оттисков (50—75) и часто применяется в соединении с офортом. В настоящее время для гравирования сухой иглой наряду с металлической пластинкой применяют также картон, целлулоид и органическое стекло.

 

 

     Меццотинто, или чёрная манера, состоит в том, что поверхность медной доски вся сплошь обрабатывается зубчатой качалкой, а затем рисунок выглаживается на шероховатой поверхности шабером или гладилкой. Техника меццотинто очень трудоёмка; даёт не более 15—20 отпечатков с доски. Сейчас почти не применяется. Оттиск меццотинто отличается особой глубиной тона, бархатистостью и тончайшими переходами от света к тени. В офорте рисунок процарапывается иглой по кислотоупорному лаку, покрывающему медную или цинковую пластинку, а затем протравливается кислотой (обычно азотной). Офортная доска даёт около 150 оттисков. Офорт возник в XVI веке в Германии и до наших дней остаётся одним из наиболее излюбленных художниками видов гравюры. Крупнейшими офортистами были Рембрандт (1606—1669), Дж.-Б. Пиранези (1720—1798), Ф. Гойя (1746—1828), а в России И. И. Шишкин (1831—1898), В. В. Матэ (1856—1917), В. А. Серов (1865—1911). В советский период можно отметить офорты Г. С. Верейского, М. А. Доброва, И. И. Нивинского. Офортный оттиск напоминает свободный перовой рисунок с линиями различной толщины и интенсивности.

 

 

 

Офорт. Рембрандт. Портрет издателя гравюр.

 

 

 

 

 

 

     Акватинта является разновидностью офорта. Поверхность медной доски запыляется смолистым порошком (чаще всего канифолью) и слегка нагревается, так что крупинки пристают к доске. При травлении кислота действует на металл в промежутках между крупинками. Рисунок наносится путём последовательного выкрывания кислотоупорным лаком. Акватинта напоминает рисунок кистью, акварелью или тушью.

 

 

 

Цветная акватинта. М.А. Добров. Пионы.

 

 

 

 

 

 

     Мягкий лак — разновидность офорта, при которой обычный офортный лак заменяется лаком, в состав которого входит сало. На этой гравюре получается штрих, близкий карандашному. Карандашная манера и пунктир выполняются рулеткой по обычному офортному лаку; изображение состоит из мелких точек.

 

 

 

     Выпуклая гравюра, или гравюра высокой печати, получается, когда изображение наносится на доску в виде рельефа. Те места, которые на оттиске должны быть белыми, удаляются при помощи вырезывания или выдалбливания. Печатание проводится под меньшим давлением, чем печатание углублённой гравюры. К гравюре высокой печати относится гравюра на дереве и гравюра на линолеуме.

 

 

     Гравюра на дереве, или ксилография, печатается с деревянных досок, на котоых вырезается рисунок. Применяются доски с продольным и с поперечным (торцовым) распилом волокна. Продольная, или обрезная, гравюра делается на дереве мягких пород (груша, бук; в Японии, кроме того, слива и вишня) острыми ножами, долотцами и стамесками. Для торцовой гравюры употребляется дерево твёрдых пород (самшит, пальма), вырезывание производят штихелями. Обрезная гравюра распространена в Китае (Гу Юань и другие художники). Гравюра на дереве даёт свыше сотни тысяч отпечатков. Она очень широко применялась в полиграфии в качестве книжного украшения и иллюстрации. В гравюре на дереве передаётся как пятно, так и тонкий штрих, дающий мягкие переходы тона.

 

 

 

Ксилография. Ли Хуань-Минь. За тканьем ковра

 

 

 

 

 

 

     Гравюра на линолеуме делается теми же приёмами, что и гравюра на дереве, но иными инструментами (штихелями особой формы). Гравюра на линолеуме отличается более грубым и резким штрихом, чем ксилография, и не даёт нежных переходов.

 

 

 

Линогравюра М.В. Маторин. На Сенеже.

 

 

 

     Известны цветные Г. на дереве и линолеуме И. А. Соколова, И. Н. Павлова, А. П. Остроумовой-Лебедевой и других советских художников.

 

 

 

     Плоская печать, или литография, получается путём нанесения рисунка жирным литографским карандашом или литографской тушью на поверхность литографского камня (особого вида известняка) без нарушения его рельефа. Камень протравливается раствором гуммиарабика и азотной кислоты, в результате чего жирная типографская краска при нанесении на пего прилипает только к местам, покрытым рисунком. Крупнейшими литографами были О. Домье (1808—1879), Стейнлен (1859—1923); в России литографией занимались С. В. Иванов (1864—1910), И. И. Левитан (1861—1900), В. А. Серов. Литография может дать сотни тысяч оттисков, она широко применяется в промышленной графике (реклама, этикетка и т. п.).

 

 

     В СССР были развиты следующие виды гравюр: офорт и его разновидности, сухая игла, ксилография, линогравюра, а также автолитография.

 

 

 

Автолитография. Г.С. Верейский. Портрет художника Е.Е. Лансере

 

 

 

 

     При определении качества гравюры учитываются её художественная ценность, ясность и сочность оттиска (больше ценятся первые оттиски). Гравюры поступают в продажу в виде отдельных листов, в виде тематических или авторских альбомов, а также в рамах под стеклом. Гравюры, относящаяся к XV — началу XX века, является предметом антикварной торговли комиссионных магазинов и нередко представляет собой музейную редкость. В советский период гравюру выпускал Графический комбинат московского отделения Союза советских художников, графические мастерские периферийных отделений Союза и Эстампная мастерская Изогиза. Продажа гравюр осуществлялась в основном через художественные салоны, книжные магазины и магазины изопродукции.

 

 

 

Линогравюра. "Щука". Художник М.М. Тренихин (из коллекции Э.Т. Ахмедова)