Вышивка

Вышивка

     Вышивка — вид декоративного искусства, в котором изображение выполняется при помощи иглы или специального крючка различными нитками на тканях, трикотаже, коже, войлоке; применяется для украшения одежды, белья и других бытовых предметов. С середины 50-х годов ХХ века технология не меняется, но поменялись пристрастия при изготовлении вышивок. Об этом напишем в конце.

     Изображения, выполняемые при помощи вышивки, самые разнообразные, это — узоры, сюжетные композиции, портреты. Материалы для выполнения вышивки: х.-б. нитки, катушечные и мерсеризованные (мулине); шёлковые в мотках и на трубочках; шерстяные, льняные и металлические (мишура золотая и серебряная); канитель, бисер, стеклярус, жемчуг, блёстки, искусственные и драгоценные камни и т. п.

     Искусство вышивки существует с древнейших времён, как об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней произведения живописи и скульптуры древнего Вавилона, Ирана, Греции, Рима, а также находимые при раскопках ткани, как например, китайские ткани первого тысячелетия до н.э. Вышивка народов СССР имела многовековую историю. К наиболее ранним вышитым тканям относятся антейские ткани V века до н.э. При раскопках во Владимирской области обнаружены вышивки X—XI веков. Вышивка каждого народа имеют свои национальные особенности, свои характерные узоры, в которых отражаются представления народа об окружающем его мире, природе и проявляются его художественные вкусы. Народы СССР создали в области искусства вышивки замечательные ценности. Своеобразным и художественным достоинством отличались вышивки отдельных областей, республик. Художественное качество вышивок определяется гармоничным подбором тонов, их связью с цветом фоновой ткани, расположением узора и техническим исполнением. Вышивки выполняется ручным и машинным способом. Особым видом вышивок является аппликация, в которой узоры образуются наложением кусочков цветной ткани или кожи и закреплением их на основном материале (фоне) петельным или гладьевым швом, а иногда шнуром.

 

 

Вниманию любителей рукоделия (Главунивермаг)

 

 

 

     Ручная вышивка производится на пяльцах (прямоугольных с подставкой или круглых). Для вышивания используют иглы, ножницы, проколки, наперсток, крючок и шило; а для шитья металлическими нитками — еще специальную катушку (витейку), на которую навивается металлическая нитка во избежание ее потемнения. Ручная вышивка выполняется разнообразными приемами — швами, которые делятся на две основные группы: 1) сквозные (ажурные) — строчка, при которой видоизменяется структура ткани; 2) собственно вышивка по целой ткани, без нарушения ее строения.

 

 

«Вышивка» художник Мазрухо, 1957 год

 

 

 

     Для выполнения строчки из ткани выдергиваются нити в одном или двух направлениях по утку и основе. Строчка имеет несколько разновидностей: мережка, строчка-перевить, цветная перевить, строчка-вырезы, строчка по письму и др. Белая сквозная строчка — один из исконных видов народной русской вышивки. Мережка — один из видов строчки, для которого выдергивание производится в одном направлении. Оставшиеся невыдернутыми нити ткани забираются иголкой по счету и перевиваются рабочей ниткой согласно выбранному узору. Особенным разнообразием узоров, изяществом выполнения отличалась мережка артели в г. Крестцы Новгородской области. Мережка применяется при подрубке изделий, а также как способ соединения отдельных частей композиции вышивки и как маскировка соединительных швов. Для строчки других видов ткань выдергивается в двух направлениях. Образовавшаяся клетчатая сетка перевивается нитками: белыми (строчка-перевить), цветными (цветная перевить). По этой сетке наносится узор. Строчка — один из самых распространенных видов русской вышивки. В середине пятидесятых в СССР в большинстве областей РСФСР — Калужской, Смоленской, Рязанской — была распространена цветная перевить; в Калининской, Ярославской, Горьковской, Ивановской, Олонецкой — белая перевить. Каждая из этих областей имеет свои характерные художественные особенности строчевой вышивки, свои приемы, основанные на многовековых традициях народного творчества. Горьковская строчка, например, отличается особой прозрачностью, лёгкими переплетениями нитей напоминает кружева. Она получила название «горьковский гипюр». Характерные особенности крестецкой строчки: плотность и чеканность швов, часто встречающиеся вырезы. В ткани вырезаются отдельные части — квадраты, прямоугольники. Образовавшиеся отверстия обметываются по краям петельным швом и заполняются воздушными красивыми узорами из переплетающихся нитей. Узоры называются «тарлата», «вологодское стекло» и др. В Ивановской области основным мотивом являлась геометрическая сложная форма «кубанец». Цветная перевить с большим искусством выполнялась в артели г. Таруса Калужской области. Художница этой артели М. Г. Гумилевская создала значительные произведения искусства, широко применяя для вышивки столового белья и декоративных полотенец излюбленные образы народной вышивки — птицы-павы, кони, женские фигуры. Строго геометрические узоры рязанской перевити отличаются яркими сочетаниями тонов. В смоленской цветной перевити преобладали тёплые оранжево-красные расцветки и чёткие геометрические формы узоров. К сквозным швам относятся «стяги», выполняемые по тонким тканям (маркизету, батисту, редине) стягиванием нитей ткани сетками различных узоров, близкими к строчевым разделкам.

 

 

Павло Тычина «Вышьем Сталина портрет», Детгиз, 1952 год

 

 

 

     Вышивки по целой, ненарушенной, поверхности ткани имеет следующие разновидности: роспись, крест, набор, гладь, владимирский шов, тамбур, аппликация и др. Эти разновидности вышивок базируются на многочисленных элементарных швах: стебельчатом, гладьевом, тамбурном, в елочку и т. д.

     Роспись, или полукрест,— двусторонний шов по счету нитей ткани. Стежки одинаковой величины располагаются в любом направлении, составляя легкие линейные узоры. Применяется в соединении с другими видами вышивками и как самостоятельный прием выполнения узора.

     Крест — один из наиболее распространённых видов вышивок. Состоит из двух перекрещивающихся стежков, положенных в косом направлении. Шьётся но счёту нитей или по канве. При правильном выполнении креста с изнанки проходят две прямые параллельные полоски стежков. Вышивка крестом особенно распространена на Украине. Ею вышиваются мужские рубашки «украинки», женские блузки и платья, столовое белье, различные бытовые изделия.

     Двойной крест (болгарский) применяется для многоцветных декоративных вышивок на диванных подушках (сверху слева на странице), настенных ковриках и пр. Его форма получается перекрещиванием простого креста двумя стежками в горизонтальном и вертикальном направлениях.

      Гладь выполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу и сплошь застилающими узор. Основные приемы — счётная гладь и свободная (по предварительно нанесённому на ткань рисунку). Счётная гладь — двусторонний шов по направлению нитей ткани. Применяется в основном для вышивания столового белья, мужских рубашек, женских блузок и платьев. Распространена почти повсеместно. Свободная гладь разделяется на несколько видов: 1) бельевая гладь — выпуклая с настилом (стежки кладутся по подкладке из ниток), сопровождается узелками, стебельчатым швом, обшитыми дырочками, сетками, мережками, стягами. Растительные орнаменты, преобладающие в вышивке бельевой гладью, выполняются с большим изяществом; 2) плоская гладь — без настила (стежки прокладываются рядом друг с другом соответственно форме цветка или листка); 3) подкладной или подстильный шов, применяется вместе с первым и вторым видом глади на тонких тканях — нитки идут по изнанке, перекрещиваясь восьмеркой, с лицевой стороны намечается лишь контур рисунка, узор производит впечатление подложенного под ткань или аппликативного; 4) атласная гладь — заполнение фигур узора небольшими стежками, заходящими концами один за другой; 5) односторонняя гладь или верхошов — нитки идут по лицу ткани, на изнанке образуется только контур мотива. Разновидностью односторонней глади является «владимирский шов». Владимирский шов — верхошов, выполняется цветными нитками. Им вышиваются преимущественно крупные декоративные изделия — портьеры, скатерти, панно и др., в оформлении которых преобладает растительный орнамент. Широкий контур избранной формы цветка вышивается по поверхности ткани плотно прикрепляющимися друг к другу стежками, оставшаяся свободной середина заполняется различными сетками, также идущими по поверхности ткани. Стебли и другие мелкие детали шьются стебельчатым швом. Иногда в растительный орнамент вводятся сказочные звери и птицы. Свободная гладь с исключительным мастерством выполняется в артели посёлка Мстёра Владимирской области. Помимо белья, блузок и платьев, в советское время в артели впервые созданы крупные тематические панно, занавеси и покрывала, отличающиеся высокими художественными достоинствами: панно «Салют победы» В.Н. Носковой, «Союз нерушимый республик свободных» ее же; детское покрывало «Басни И.А. Крылова» Т.М. Дмитриевой и др. Владимирским швом — верхошвом вышита скатерть в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией В.Н. Носковой, представляющая собой значительное произведение декоративного народного искусства. Владимирским швом выполняются всевозможные изделия бытового назначения. Цветной гладью выполнялись изделия артели г. Александрова Владимирской области (столовое бельё, диванные подушки и пр.).

     Ковровым швом очень плотного настила, напоминающим гобеленовое ткачество, вышиваются настенные коврики, панно и другие предметы декоративного убранства жилища. К типу ковровых швов относится вышивка специальным челноком по натянутой на пяльцах редкой ткани. Благодаря движениям этого челнока в вертикальном направлении на лицевой поверхности ткани образуются петли, которые при окончательной отделке подстригаются и вышивка приобретает вид ворсового ковра.

     Атласной гладью вышиваются портреты. Стежки заходят один за другой, создавая ровную, совершенно плоскую поверхность наподобие атласной ткани. Этот шов известен еще с XVI—XVII веков. Выпуклой гладью создаются рельефные узоры, формы узора предварительно зашиваются стежками и по ним прокладывается простым настилом гладьевый шов.

     Ажурная вышивка ришелье — повсеместно распространенный вид шитья. Выполняется по тонким тканям на белье различного назначения, а также по шерстяным и плотным шелковым для отделки платьев. Выполняется ручным и машинным способом. В этой вышивке преобладают растительные орнаменты. Контур узора обшивается петельным швом или гладьевым валиком. Отдельные части узора соединяются между собой перемычками (бридами), фон под которыми вырезается. Вручную выполняется иглой или крючком, чаще всего нитками мулине в цвет ткани. Есть вид ришелье без брид.

     Тамбур имеет вид цепочки из удлинённых петелек. Тамбурная вышивка в СССР распространена была преимущественно в среднеазиатских республиках, на Кавказе, в Татарской и Башкирской АССР. Применяется для украшения покрывал, скатертей, диванных подушек.

     Золотое шитьё выполняется металлическими нитками разного сорта, канителью, Тамбур блёстками «вприкреп», т. е. металлические нитки накладываются по форме узора и прикрепляются х.-б. или шёлковой тонкой ниткой по определенному рисунку — в виде квадратов, ромбов и пр. Формы узора вырезаются из картона (сукна, бересты), закрепляются на ткани и по ним производится вышивка (Золотошвейные изделия).

 

 

На оборотной стороне этой почтовой карточки 1955 года выпуска написано:

Образцово-показательный Универмаг Укрхудожпромсоюза всегда имеет в БОЛЬШОМ ВЫБОРЕ изделия Украинского народного творчества: мужские вышитые сорочки, дамские блузки, скатерти, резьбу по дереву с инкрустацией (чернильные приборы, шкатулки, тарелки, портсигары), украинские шерстяные ковры. Производится пересылка товаров иногородним покупателям. Краткий каталог и условия пересылки высылаются по первому требованию. г. Киев, ул. Красноармейская,23

 

 

      Вышивка занимала значительное место в народном искусстве каждой республики Советского Союза. Широко известна украинская вышивка на столовом белье, мужских рубашках «украинках», блузках, платьях (основной продукции, поступающей в торговую сеть). Вышивка выполнялась крестом, счетной гладью, сквозными швами. Узоры состояли из геометризованных растительных мотивов, вышитых красными и черными нитками (в центральных областях Украины). Белая вышивка по белому фону производилась в селе Решетиловке Харьковской области. Село Клембовка Винницкой области славилось вышивкой с геометрическими узорами, выполненными чёрными нитками, швом «низью», подобным технике ткачества. Вышивка Западной Украины отличалась яркими красочными геометрическими узорами, они использовались, например, для «гуцулок» — мужских сорочек с широкой прямоугольной вышивки на груди. В Белоруссии выполнялись те же виды изделий, что и на Украине, украшенные вышивкой крестом и счётной гладью, строго геометрическими узорами, вышитые одними красными нитками или в сочетании с чёрными. В среднеазиатских республиках преобладала вышивка тамбуром, цветными и белыми х.-б. и шелковыми нитками. Так вышивались шёлковые покрывала, настенные коврики «сюзане», скатерти, диванные подушки, тюбетейки. Эти предметы теперь становятся распространены и в европейских странах, где их можно всретить всё чаще и чаще. Узоры, напоминающие растительные мотивы, состоят из кругов и спиралей. Узбекское «сюзане» и тюбетейки выполняются швом типа гобеленового, в узоре преобладают цветочные мотивы. Тюбетейки украшаются мотивом «огурец», вышитым белыми нитками по черному фону или же растительными узорами в яркой расцветке.

     В торговую сеть поступали импортные китайские вышитые изделия: подушки, вышитые по шёлковой ткани плоской гладью, и столовое бельё, вышитое мелким крестом цветными нитками.

     Машинная вышивка производится на обычной швейной машине со снятыми нажимательной лапкой и гребенкой или на специальных вышивальных машинах. На швейных машинах выполняются вышивки ришелье, мережки, различные виды строчки, крест, роспись, гладь, насыпь, бисерный шов (состоящий из мелких колечек) и т. п. Тамбур выполняется на специальных тамбурных машинах. Машинная вышивка ришелье выполняется чаще всего на столовом и постельном белье из полульняных и х.-б. тканей и занавесках. Тамбурной машинной вышивкой украшают тюлевые гардины и накидки, а также тюбетейки, головные платки, портьеры и скатерти из плюша, бархата, сукна, репса и других тяжёлых тканей. Вышивка, воспроизводящая некоторые виды ручного вышивания, осуществляется на специальных вышивальных машинах с большим количеством игл. Одним из видов машинной вышивки, выполняемой на подобных машинах, является так называемое шитьё, воспроизводимое по х.-б. тканям (мадаполаму, нансуку и батисту). Узоры шитья состоят из сочетаний плотно обметанных круглых и овальных дырочек различного размера. Шитьё применяется преимущественно для отделки носильного белья и детских вещей. Вышитые изделия производят специализированные артели промкооперации и цехи при швейных артелях, швейных фабриках и ателье. Высоким качеством исполнения ажурной вышивки ришелье отличались вышитые изделия, артели «Вышивка» Саратовской области.

  

      

Образцы вышивок

 

1 – цветная перевить; 2 – мстёрская белая гладь со стягами; 3 – машинная ажурная вышивка (ришелье) без брид; 4 – крестецкая строчка (рассыпной гипюр); 5 – владимирские швы; 6 – ивановская строчка; 7 – машинная ажурная вышивка (ришелье) с бридами; 8 – горьковский гипюр; 9 – крестецкая строчка (вологодское стекло); 10 – счётная гладь

 

     Строчевышитые изделия разделялись на три сорта в зависимости от пороков ткани, пороков швейных изделий и пороков вышивок соответственно ГОСТ 738—52 «Сортность строчевышитых изделий». Из последних наиболее важными являлись: искажение рисунка сравнительно с образцом, перекос рисунка, стягивание вышивки, неплотный настил ниток по узору, неровные контуры узоров, высыпание швов при неаккуратной вырезке рисунка. Изделия поступали в продажу выстиранными, выглаженными, снабженными маркировочными навесными ярлыками, содержащими необходимые сведения об изделии: наименование организации, ее местонахождение, номер, присвоенный изделию с данным рисунком в данной организации, название изделия, размер, сорт, цена. Упаковка изделий производилась в картонные коробки, снабженные маркировочным ярлыком. Продукция крупных специализированных строчевышивальных союзов пакуется в пакеты с напечатанной на них торговой маркой, каждое изделие укладывалось в отдельный пакет.

 

     Покажем специально подготовленную для вышивания раскладку русского алфавита 1894 года на канве (или миллиметровке).  

 

«Русский алфавит, подготовленный для вышивания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Сегодня стали очень распространены вышивки, продаваемые подготовленными к работе наборами. Однако, это совершенно не снижает сложность их выполнения. Одни из самых популярных вышивки "Dimensions", "Solaria Galery", "Heritage". Мы отдали предпочтение "Dimensions".

 

 

«Окно»

 

 

«Тыква»

 

 

«Полевые цветы»

 

 

«Мостик»

 

 

«Мишки»

 

 

«Утки»

 

 

«Колибри»

 

 

На рождение ребёнка

 

 

«Маки»

 

 

Подушки

 

 

«Гибискус Дуо»

 

 

«Девочка на пляже»

 

 

«На заре нового дня (Маяк)»

 

 

«Европейское Бистро»

 

 

«Розовая гортензия»

 

 

«Фредерик-литератор»

 

 

«Гадкий утёнок»

 

 

«Оливы»

 

 

«Black work»

 

 

«Тигр»

 

 

«Корзина с фруктами»

 

 

«Принцессы спят здесь»

 

 

«Маковое поле»

 

 

 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме