Товарный знак

     Товарный знак – постоянный оригинально оформленный отличительный знак производственного предприятия, помещаемый на товаре, его упаковке или на прикреплённой к нему этикетке в целях отличия от однородных изделий, выпускаемых другими предприятиями. Товарный знак помещается на товаре наряду с обязательной производственной маркой производственного предприятия.

     Производственная марка осведомляет покупателя о происхождении товара – наименовании производителя, его местонахождения и наименовании центральной организации (министерства, главного управления, кооперативного центра), в систему которой входило данное предприятие, а также о качестве товара – сорт и номер ГОСТ или ТУ. В производственной марке могут быть и другие характеризующие товар показатели, предусмотренные ГОСТ, ТУ, правилами и договорами. Марка носит текстовый характер и может быть помещена в зависимости от свойств товара на самом товаре, его упаковке или прикреплена к товарной этикетке.

 

Образцы товарных знаков

 

 

     Марка была введена в целях усиления ответственности производственных предприятий государственной промышленности, кооперации, общественных организаций за качество выпускаемых ими изделий и для обеспечения покупателю возможности выбора продукции хорошо зарекомендовавших себя предприятий.

     Товарный знак представляет собой оригинальное графическое изображение или оригинальное название, особое сочетание цифр, букв или слов.

     В СССР наличие товарного знака для некоторых товаров являлось обязательным (велосипеды, швейные машины, табачные изделия и др.). Перечень товаров широкого потребления, для которых товарные знаки были обязательны, устанавливался министерствами торговли союзных республик.

     Отдельным крупным предприятиям было предоставлено право помещать на изделиях вместо производственной марки товарный знак, включающий в оригинальном оформлении только наименование или инициалы (вензель) предприятия с указанием сорта товара и номера стандарта. Предприятия могли пользоваться по своему усмотрению один и тот же товарный знак для всех выпускаемых изделий или же различные товарные знаки для разных видов и сортов своих изделий. Торговым организациям, реализовывавшим изделия, изготовленные по их специальному заказу, предоставливалось право помещать на этих изделиях наряду с производственной маркой свою торговую марку (товарный знак). Торговые организации могли иметь товарный знак, общий для всех входящих в их состав предприятий.

     Товарный знак для товаров массового потребления подлежал обязательной регистрации в Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. На право исключительного пользования товарным знаком на срок, указанный заявителем, выдавалось свидетельство. О выдаче свидетельства публиковалось в официальном периодическом органе.

 

 

 

Логотипы автомобилей СССР

 

Эмблема ГАЗ, эмблема ЗиС, эмблема ГАЗ М-1, эмблема ЗИМ, эмблема ГАЗ-20 "Победа", эмблема МЗМА (Москвич), капотный олень ГАЗ-21, эмблема ГАЗ, эмблема РАФ (с элементами крепления)

 

 

Эмблемы городского транспорта (троллейбусы, автобусы)

 

 

Эмблемы троллейбусов ЗиУ, эмблема троллейбуса Киев (Київ), эмблема троллейбуса МТБ-82, эмблема троллейбуса СВАРЗ,
эмблема троллейбуса Киев-6 (Київ-6), эмблема автобуса Львов (Львiв), эмблема автобуса ЗиС, эмблема автобуса ЛиАЗ