Куклы

 

 

     Куклы — одна из древнейших игрушек. В ассортименте игрушек занимают ведущее место. Достаточно сказать, что в общей массе выпускаемых игрушек в СССР куклы составляли около 25% и выпуск их выражается в миллионах экземпляров ежегодно.

       Игры с куклами имеют большое воспитательное значение. В творческих играх с куклами перерабатываются детские впечатления окружающей жизни, происходит активный процесс формирования сознания ребёнка. Разговаривая с куклой, ребёнок развивает речь и обогащает свой запас слов; на куклах дети учатся шить, вязать, вышивать, стирать, гладить, убирать, приучаются к порядку и опрятности, приобретают культурные навыки. Игра с куклами учит детей подчинять свои интересы интересам другого, развивает чувство товарищества, коллективизма. Куклы нужны детям — от самого раннего дошкольного до младшего школьного возраста. Чем меньше возраст ребёнка, тем проще его игра с куклой. По мере роста ребёнка игры с куклами усложняются, тематика игр становится разнообразнее. Дети играют «в транспорт», «в завод», «в больницу», «в колхоз/ферму», «в школу» и т. д.; в играх отражаются общественные события. Необходимы куклы - шофёры, работницы, врачи, колхозники, школьники, персонажи литературных произведений.

     Наряду с куклами, в ассортименте игрушек имеются и фигуры людей из дерева, металла, глины, фарфора, пластических масс и других материалов. Различие между этими двумя видами игрушек сводится в основном к следующему: куклы представляет собой своеобразный скульптурный образ ребёнка или взрослого человека. При неизбежной условности формы куклы должны быть жизненно правдивой — правильной по пропорциям, понятной ребёнку. Характерной особенностью куклы является подвижность её частей — рук, ног, головок — возможность одевать, раздевать кукол, укладывать их спать, действовать с ними как бы с человеком. Фигурки людей представляют собой особую группу игрушек — статичных, неподвижных, выполненных в условной трактовке — плоские полуобъёмные или объёмные. Они используются детьми по-разному: мелкие фигурки в комплексных играх («в город», «в транспорт»), другие — для изображения людей разных профессий и народностей.

     Своеобразным видом игрушек являются вкладные матрёшки с яркой народной росписью.

 

      Первоначально куклы делались из глины, дерева и тканей. Глиняные куклы были ещё в древнем Египте, позднее — в Греции и Римской империи. Со средних веков начинает развиваться производство кукол в странах Европы. Большого мастерства достигло производство кукол во Франции.

 

 

     В XVIII и начале XIX веках здесь вырабатывались куклы в роскошных платьях, полностью воспроизводивших в уменьшенном размере новейшие фасоны не только платья и верхней одежды, но и белья, обуви, шляп. Эти куклы изображали взрослых — знатных дам и служили одновременно как игрушками, так и моделями французских мод. Изготовление кукол отличалось большим художественным вкусом.
 
 
       С начала XIX в. кукла, изображающая взрослого, заменяется куклой-ребёнком. Излюбленной все же долго остается нарядная кукла. Производство кукол в Европе (Франция, Англия, Германия и др.) развивается как самостоятельная отрасль промышленности, резные деревянные головки заме¬няются головками фарфоровыми, из папье-маше, восковыми, позднее из пластических масс; туловища кукол изготовляются из лайки, тканей, папье-маше и других материалов. Большое внимание уделялось изготовлению кукол шарнирных с подвижными конечностями, с закрывающимися глазами, произносящими слова «папа», «мама», выпускались шагающие куклы.

 

 

 

     

Куклы

 

     

 

 

       В дореволюционной России куклы изготовлялись сначала отдельными мастерами-игрушечниками, позднее в небольших кустарных мастерских. Центром производства кукол явился Сергиевский Посад (Загорск) Московской области, в меньшем количестве вырабатывались такие же куклы кустарями Вятской губернии (Кировская) и в Нижегородской (Горьковской) области. Народные куклы отличались яркостью оформления и своеобразной декоративностью, мастерством в изготовлении костюмов.
 
       В СССР производство кукол получило широкое развитие. Для этой цели были организованы специализированные предприятия с квалифицированными кадрами рабочих, художников и скульпторов, создающих новые модели кукол.

 

 

 

 

Куклы

 

 
 
 
 

 Возрастное назначение кукол

 
       Типаж куклы, их скульптурная форма, художественное и техническое оформление должны выполняться в зависимости от того, для детей какого возраста они предназначены.
 
 
      Куклы советского периода выпускались для детей трёх возрастов: 1) раннего — от 6 месяцев до 3 лет; 2) от 3 до 7 лет и 3) младшего школьного — от 7 до 10-12 лет.
 
 
       В ассортименте кукол должны быть представлены дети всех возрастов разных национальностей.
 
 
     Куклы для детей раннего возраста — от 6 месяцев до 1 года должны изображать ребенка обобщённо без излишней детализации. Размер кукол небольшой — 10-20 см, чтобы рука ребенка могла её удержать. Наиболее подходящие материалы для таких кукол — резина, прорезиненная ткань, клеёнка или небьющаяся пластмасса. Конструкция кукол — простая, роспись — яркая, безвредными красками, т. к. дети до 1 года берут игрушки в рот.
 
     Для детей от 1 года до 1½-2 лет требуются мягкие озвученные и неозвученные куклы — резиновые голыши и малютки, из тканей, набитые ватой, с головками из разных материалов. Дети в этом возрасте обычно еще неустойчиво держатся на ногах, часто падают и им нужны мягкие безопасные куклы.
 
      Для детей от 2 до 3 лет больше всего подходят целлулоидные, пластмассовые или мягконабивные куклы, изображающие мальчиков и девочек, с подвижными ручками и ножками, одетые в легко снимающиеся платья. Размер кукол от 20 до 35 см. Дети этого возраста начинают играть с куклами в изобразительные игры, поэтому им можно давать кукол с твёрдыми головками из различных материалов. Одежда кукол шьётся из тканей ярких расцветок с мелким рисунком.
 
       Для дошкольников от З до 7 лет требуется широкий ассортимент кукол. Кроме кукол-детей, для них выпускаются куклы, изображающие и более взрослых людей, одетых в костюмы разных профессий: лётчиков, моряков, пожарников, персонажи из сказок, например «Красная шапочка», «Буратино» и др.; театральные куклы — петрушки и бибабо; куклы в народных национальных костюмах. Размер кукол — от 25 до 65 см. Выпускаются наборы мелких куколок и фигурок (пионеры, дети-малютки, национальные фигурки и др.), некоторые используются для творческих игр старших дошкольников; куклы выпускаются с подвижными ручками, ножками и головками, с закрывающимися глазами, озвученные. Одежда кукол — бельё, платье, обувь, головные уборы — должна быть снимающейся. Художественное оформление кукол для дошкольников более разнообразное: кукольные головки выпускаются с разными париками — скульптурными, изготовленными из вискозы, пряжи и других материалов; с разными причёсками — с одной или двумя косами, с завитым коротким паричком, с бантом. Скульптурная форма кукол требует более детальной проработки и более точной характеристики образа. Необходимы куклы, изображающие детей разных типажей и национальностей, разнообразных видов — веселые шаржированные и прочее.
 
     Для младших школьников необходимы комплекты театральных кукол на более разнообразные сюжеты; для театральных действий с ними требуются ширмы, настольный кукольный театр с декорациями и прочее.
 
 
 
 

 Ассортимент кукол по основным материалам

 
      В СССР вырабатывались куклы из следующих основных материалов: тканей, бумажно-древесных масс, пластических масс, керамики, резины и прочего.
 
 
 
     Куклы с мягконабивным туловищем. Самую большую по объёму группу составляли куклы с мягконабивным туловищем из ткани, с головками, ручками и ножками из различных материалов. Часть кукол выпускалась с мягконабивными конечностями. Туловище и конечности мягконабивных кукол изготовлялись из плотных х.-б. тканей, окрашенных в телесный цвет (мадеполам, бязь и др.); наполнялся ватой, очёсами шёлка или вискозы, тонкой стружкой. Производство таких кукол ничем не отличалось от процесса производства мягконабивных игрушек.
 
       По конструкции мягконабивные куклы делились на следующие группы:
       а) мягкие куклы, изображающие ребёнка 1—2 лет, одетые в неснимающиеся платья, к которым прикрепляется головка и пришиваются ручки и ножки. Это наиболее примитивная кукла размером 20—25 см;
     б) куклы с мягконабивным туловищем, с пришивными конечностями, размером от 20 до 50. Благодаря подвижным конечностям её легко можно одевать и раздевать;
       в) более сложные по конструкции, выкройкам и пошиву являются шарнирные куклы, у которых руки и ноги присоединены к туловищу при помощи шарнирного крепления кардной ниткой, проволокой или резинкой. Для шарнирных кукол применялись более прочные ткани, набивка должна была быть плотной. Шарнирные куклы могли стоять.
 
       Мягконабивные куклы выпускались с головками, прессованными из бумажно-древесных масс, мастичными, штампованными из ткани, керамическими (фарфоровыми), целлулоидными или пластмассовыми.
 
 
 
        Куклы из папье-маше и бумажно-древесных масс. Куклы с твёрдым туловищем вырабатывались из бумажно-древесных масс способом горячего прессования. Такие куклы обладали большой прочностью, лёгкостью, точным воспроизведением скульптурной модели, чёткостью рельефа. Технология изготовления такая же, как в других игрушках из папье-маше и бумажно-древесных масс. Для производства кукол обычно употреблялись массы, состоявшие из древесных опилок и крахмала, или же из опилок с добавлением бумажной массы, крахмала и мучного смёта. Часть кукол вырабатывалась из папье-маше или мастики путём холодного прессования.
 
     Ассортимент кукол из бумажно-древесных масс состоял из кукол-голышей, высотой от 28 до 50 см, из одетых кукол, изображающих детей разных возрастов, высотой от 18 до 65 см, кукол-младенцев в конвертах, длиной от 25 до 30 см. Куклы-голыши обычно имели ручки и ножки на шарнирах, головки со скульптурным париком, они изображали детей самого раннего возраста. Голыши были одеты в рубашку и чепчик, иногда им давался дополнительный комплект одежды.
       Куклы из папье-маше и бумажно-древесных масс выпускались с нарисованными глазами, а также со вставными и закрывающимися глазами. Куклы бывали озвученные — имитирующие плач ребёнка, произносящие слова «мама», «папа».
       В небольшом количестве выпускались куклы шагающие: при движении рук кукла, благодаря специальному механизму, передвигала ногами.
 
       Куклы из пластических масс — были наиболее распространены целлулоидные куклы что объясняется особыми свойствами этого материала: целлулоидные куклы легки по весу, гигиеничны, хорошо моются в горячей воде, имеют прочную окраску и роспись; вследствие подвижности деталей — головки, ручек и ножек — удобны в играх детей. Целлулоидные куклы тонко передавали скульптурные детали авторской модели. Изготовлялись они из целлулоида телесно-розового цвета путём выдувания в металлических прессформах.
 
       В советский период из целлулоида выпускались следующие виды кукол-голышей: куклы с неподвижными конечностями, стоящие и сидящие, высотой от 4 до 17 см; куклы-голыши с подвижными руками, высотой 17—25 см; куклы с подвижными руками и ногами, высотой от 14 до 45 см; куклы с подвижными руками, ногами и головой, с закрывающимися глазами, высотой от 35 до 55 см; часть целлулоидных кукол выпускалась в одежде, которая покрывалась росписью: в трусиках, купальных костюмах и т. п. Из целлулоида изготовлялись также комплекты деталей кукол (ручки, ножки, головки), а также и отдельные головки, предназначенные для изготовления мягконабивных кукол, для ремонта кукол и т. д.
 
       Из других пластических масс для производства кукол применялся полистирол, этрол, полиэтилен и др. Из них делались кукольные головки, куклы мелких размеров и фигурки людей. Куклы из пластических масс отличались тонкостью передачи рельефа.
 
       Технология изготовления пластмассовых кукол — Игрушки из пластических масс.

 

 

      Резиновые куклы. Из резины выпускались разные куклы размером от 9,5 до 22 см. Типаж резиновых кукол состоял главным образом из младенцев—голышей в чепчиках и без чепчиков, в купальных костюмах. Иногда одежда на резиновых куклах обозначалась рельефной отпечаткой или росписью.

       Технология изготовления резиновых кукол — Игрушки резиновые.

 

 

       Керамические куклы. Ассортимент керамических кукол состоял из следующих групп: куклы-голыши фарфоровые и глиняные размером от 7 до 10 см; кукла шарнирная глиняная размером 15 см; кукольные головки глиняные и фарфоровые разных размеров. Мелкие фарфоровые куклы-голыши обычно продавались с ванночками.

 

 

 Оформление кукол

 

     Куклы выпускались с париками, изготовленными из натурального шёлка (грежи), вискозы, штапельного или другого искусственного волокна, льна, меха, плюша и других материалов. Лён, шёлковое или искусственное волокно предварительно окрашивалисья в цвет волос.

     Применялись разнообразные способы изготовления и прикрепления париков к головке куклы:

а) наклеенный стриженый парик получался из пучка волос, связанных посередине крепкой ниткой. Он приклеивается к центру головки, которая смазывалась клеем; волосы аккуратно укладывались вокруг головы, приклеивались, подстригались, завивались;

б) простроченный парик имел посередине пробор, приклеивается к головке, длинные волосы заплетались в две или одну косу, короткие — завивались;

в) прессованный парик, волосы которого имели вид бахромы, пришивались к подкладке, затем приклеивались к головке;

г) у кукол с головками, прессованными из тканей, с неснимающимися головными уборами, парик пришивался к головке; пряди волос выпускались из-под головных уборов;

д) парики из меха или плюша выкраивались по форме головки, пришивались на деревянной болванке. Эти парики хороши были для кукол-мальчиков, а также для характерных театральных кукол. Завивку париков производили щипцами. На паричках кукол-девочек завязывались банты из шёлковой ленты.

      Куклы выпускались также со скульптурными париками, в которых волосы были показаны рельефом и росписью.

 

     Костюм куклы состоит из белья, платья, верхней одежды и головного убора. Все детали одежды должны быть снимающимися и застёгиваться на маленькие пуговички, кнопки или крючки. Только у самых маленьких размеров допускалась неснимающаяся наглухо прикрепленная одежда.

 

      Бельё кукол изготовлялось из тонких бельевых тканей (бязи, мадеполама, батиста и пр.), состоит из рубашечки и штапишек или из одной комбинации. Куклы выпускались в платьях самых разнообразных фасонов, из х.-б., иногда шёлковых тканей. Для отделки белья, фартучков и платьев применялись узенькие кружева, лепты, разноцветная тесьма, сутаж и прочее. Пальто изготовлялось из байки, фланели, плюша, шелковых тканей: головные уборы в виде капоров, беретов, шляпе полями — из ткани или плетёные из соломки.

       Костюм кукол по фасону и общему виду должен был соответствовать детской одежде. Для творческих игр детей выпускались куклы, одетые в костюм лётчика, физкультурника, моряка, школьника, почтальона, доктора, шофера, людей разных профессий, а также куклы, одетые в национальные или исторические костюмы. Куклы-голышки выпускались в распашонках, в нарядных одеялах-конвертах. Выпускались куклы с комплектом разной одежды, а также отдельно наборы одежды.

 

      Обувь для кукол изготовлялась из разных материалов — тканей, дерматина, кожи, пластиката, резины. Кукольная обувь должна была сниматься. Простейшая обувь делается из трикотажа для кукол, изображающих самых маленьких детей; она затягивалась на шнурочках. Подошва и стелька кукольной обуви делались на картоне. Изготовление обуви производилось на деревянных колодках, но форме ног кукол. На подмётке наклеивался кусочек картона — каблучок. Наиболее нарядная обувь лакировалась. Верх обуви делался разных фасонов; туфли надевались поверх носочка или чулочка, сделанного из трикотажной ткани. Обувь иногда делалась путём разрисовки и рельефа — у наиболее простых и дешёвых кукол.

 

 

     Изготовление глаз. Куклы выпускались либо с нарисованными глазами, либо вставными, которые бывали неподвижными или закрывающимися. Для изготовления глаз применялось стекло, фарфор, различные пластмассы — полистирол, аминопласт, плексиглас, оргстекло, целлулоид и др. Простейший глазной прибор для кукол-«моргалок» укреплялся внутри головки при помощи металлических кронштейнов с балансом. Чтобы глаза куклы поворачивались в разные стороны, требовались более сложные приспособления и специальная конструкция внутренней части головки и туловища куклы. Закрывающиеся глаза имели ресницы, сделанные из шёлкового или искусственного волокна, тонкого кусочка меха, приклеенного к опускающемуся веку или к внутренней верхней части глазного отверстия. Ресницы и веки у кукол с закрывающимися глазами часто выполнялись росписью.

 

 

     Изготовление звуковых приборов. Озвученные куклы имели звуковые приборы, вмонтированные в туловище. Простейшие звуковые приборы — пищики употребляются для кукол в неснимающихся платьях; при нажатии на звуковой прибор издавался писк, напоминающий плач ребёнка. Более сложные звуковые приборы изготовлялись в куклах, произносящих отдельные слова: «папа», «мама», «уа» и др. Прибор состоял из пищика в виде язычка с желобком, двух донышек с клапанами и пружиной, деревянной деки, меха из прорезиненной ткани. Звуковой прибор приходил в действие при изменении положения куклы — от вертикального к горизонтальному. Некоторые куклы имели в передней или задней части туловища нитку, соединенную с прибором, и стоило потянуть за нитку, чтобы раздался звук.

 

 

Театральные куклы

 

     Театральные куклы, изображающие персонажей из народных сказок и литературных произведений, клоунов, петрушек и др., предназначены для драматизированных игр детей. Эти куклы являются как бы действующими лицами, актёрами. Этим определяются и их конструкция, скульптурная форма и способы художественного решения.

 

     Существуют разнообразные конструкции театральных кукол

     Простейшие из них — бибабо, куклы-петрушки, помимо рук имеющие также и ноги; в головку, руки и ноги кукол-петрушек часто вставлялись цилиндрические картонные патронки, облегчающие театральные действия с куклами. Руки продевались через специальное отверстие в костюме куклы. Выпускались различные театральные куклы типа марионеток, приводимых в движение посредством шнурка или нитки. Конструкция подвижных театральных кукол должна была обеспечивать возможность производить с ними различные театральные действия — придавать им характерные позы, движения, выразительные жесты.

 

 

 Общие педагогические и художественные требования к куклам

 

     Куклы советского периода должны были давать правдивое изображение человека разных возрастов. Куклы должны были быть привлекательными и представлять здорового человека. Они могли быть и смешными, шаржированными. Их скульптурная форма, в особенности головка, требовала особо тщательной обработки, чёткого и правильного рельефа лица. В куклах не допускалось воспроизведения уродства, преувеличения в изображении представителей разных народностей — излишнего подчеркивания национальных особенностей.

 

      Требовалось, чтобы головной убор куклы, причёска, одежда, обувь были подобраны в красивом, гармоничном сочетании; чтобы детали были симметричны, руки и ноги — одного размера, одинаковой формы, длины и толщины, туловище, лицо, руки и ноги окрашены в телесно-розовый цвет. Окраска и роспись не должны были пачкаться и смываться; краска должна была лежать ровным слоем, без полос, пробелов и потеков, а окрашенная поверхность куклы не давать отслоений плёнки. Роспись симметричных деталей — глаз, бровей, щёк должна была быть одинаковой. Нельзя было выпускать в продажу куклы со слишком бледными или красными лицами, с перекошенными глазами и ртом, с расширенными зрачками глаз и другими погрешностями, которые могли бы произвести на детей неприятное впечатление. Набивка мягких частей куклы — туловища, рук и ног — должна была быть плотной, без искажения скульптурной формы. Головка, ручки и ноги куклы должны были быть прочно собраны на резинку. Вставные глаза куклы должны легко открываться и закрываться при соответствующем положении куклы. Звуковые приборы — правильно настроены, иметь чистый и чёткий звук. Требовалось, чтобы накладной парик у куклы был прочно и правильно закреплён; пряди волос — распределены по головке без просветов и плешин, косы заплетены туго и аккуратно, волосы подстрижены ровно и правильно, окрашены в естественные цвета, причёска должна была быть аккуратной, пробор прямой.

 

       Фасоны кукольных платьев и одежда должны были быть разнообразны, без излишней вычурности, просты и красивы по покрою, платья сшиты точно по форме куклы из разнообразных тканей светлых и ярких оттенков с мелкими рисунками. Поступавшие в продажу куклы должны были полностью соответствовать образцам-эталонам, утверждённым художественно-техническими комиссиями по игрушке при краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) отделах народного образования и министерствах просвещения союзных и автономных республик. Употребляемые для окраски кукол краски, лаки и растворители должны были быть разрешены к употреблению «Санитарными правилами но производству и продаже игрушек», утверждёнными Главной государственной санитарной инспекцией СССР.

 

      Маркировка производится на этикетках из ткани или бумаги, которая прикреплялась к кукле. В производственной марке проставлялось (указывается) наименование предприятия- изготовителя, его ведомственная принадлежность, адрес, штамп ОТК, указание сорта, даты выпуска. Каждая кукла упаковывалась в индивидуальную коробку с красочной этикеткой, причем головка куклы и ноги привязываются ко дну коробки тесьмой, концы которых пропускали через дно и снизу завязывали. Куклы мелких размеров завёртывались поштучно в бумагу и затем паковались по нескольку штук в свёрток или коробку, которые завязываются шпагатом. Перед укладкой в картонные коробки по нескольку штук лица кукол обёртывались бумагой. Укладка кукол производилась попарно, причём на нижнюю куклу клалась верхняя ногами к голове нижней куклы, а голова верхней куклы клалась лицом в ноги нижней куклы. Такая укладка предохраняла лица кукол от порчи. Мягконабивные куклы нельзя было упаковывать навалом в мешки.

      Коробки с куклами упаковывались в сухие деревянные ящики, весом брутто не свыше 50 кг, в ящик вкладывалась упаковочная ведомость с указанием: наименования предприятия-изготовителя, его адреса, ведомственной принадлежности, наименования изделий, номера артикула, сорта, цены.

 

       Хранить кукол следовало в сухом, чистом помещении. Кукол надо было оберегать от пыли, моли, грызунов и выцветания.

 

 

Кукла Зоя, 1968 год

 

 

Игрушки