Куклы
Куклы — одна из древнейших игрушек. В ассортименте игрушек занимают ведущее место. Достаточно сказать, что в общей массе выпускаемых игрушек в СССР куклы составляли около 25% и выпуск их выражается в миллионах экземпляров ежегодно.
Игры с куклами имеют большое воспитательное значение. В творческих играх с куклами перерабатываются детские впечатления окружающей жизни, происходит активный процесс формирования сознания ребёнка. Разговаривая с куклой, ребёнок развивает речь и обогащает свой запас слов; на куклах дети учатся шить, вязать, вышивать, стирать, гладить, убирать, приучаются к порядку и опрятности, приобретают культурные навыки. Игра с куклами учит детей подчинять свои интересы интересам другого, развивает чувство товарищества, коллективизма. Куклы нужны детям — от самого раннего дошкольного до младшего школьного возраста. Чем меньше возраст ребёнка, тем проще его игра с куклой. По мере роста ребёнка игры с куклами усложняются, тематика игр становится разнообразнее. Дети играют «в транспорт», «в завод», «в больницу», «в колхоз/ферму», «в школу» и т. д.; в играх отражаются общественные события. Необходимы куклы - шофёры, работницы, врачи, колхозники, школьники, персонажи литературных произведений.
Наряду с куклами, в ассортименте игрушек имеются и фигуры людей из дерева, металла, глины, фарфора, пластических масс и других материалов. Различие между этими двумя видами игрушек сводится в основном к следующему: куклы представляет собой своеобразный скульптурный образ ребёнка или взрослого человека. При неизбежной условности формы куклы должны быть жизненно правдивой — правильной по пропорциям, понятной ребёнку. Характерной особенностью куклы является подвижность её частей — рук, ног, головок — возможность одевать, раздевать кукол, укладывать их спать, действовать с ними как бы с человеком. Фигурки людей представляют собой особую группу игрушек — статичных, неподвижных, выполненных в условной трактовке — плоские полуобъёмные или объёмные. Они используются детьми по-разному: мелкие фигурки в комплексных играх («в город», «в транспорт»), другие — для изображения людей разных профессий и народностей.
Своеобразным видом игрушек являются вкладные матрёшки с яркой народной росписью.
Первоначально куклы делались из глины, дерева и тканей. Глиняные куклы были ещё в древнем Египте, позднее — в Греции и Римской империи. Со средних веков начинает развиваться производство кукол в странах Европы. Большого мастерства достигло производство кукол во Франции.
Куклы
Куклы
Возрастное назначение кукол
Ассортимент кукол по основным материалам
Резиновые куклы. Из резины выпускались разные куклы размером от 9,5 до 22 см. Типаж резиновых кукол состоял главным образом из младенцев—голышей в чепчиках и без чепчиков, в купальных костюмах. Иногда одежда на резиновых куклах обозначалась рельефной отпечаткой или росписью.
Технология изготовления резиновых кукол — Игрушки резиновые.
Керамические куклы. Ассортимент керамических кукол состоял из следующих групп: куклы-голыши фарфоровые и глиняные размером от 7 до 10 см; кукла шарнирная глиняная размером 15 см; кукольные головки глиняные и фарфоровые разных размеров. Мелкие фарфоровые куклы-голыши обычно продавались с ванночками.
Оформление кукол
Куклы выпускались с париками, изготовленными из натурального шёлка (грежи), вискозы, штапельного или другого искусственного волокна, льна, меха, плюша и других материалов. Лён, шёлковое или искусственное волокно предварительно окрашивалисья в цвет волос.
Применялись разнообразные способы изготовления и прикрепления париков к головке куклы:
а) наклеенный стриженый парик получался из пучка волос, связанных посередине крепкой ниткой. Он приклеивается к центру головки, которая смазывалась клеем; волосы аккуратно укладывались вокруг головы, приклеивались, подстригались, завивались;
б) простроченный парик имел посередине пробор, приклеивается к головке, длинные волосы заплетались в две или одну косу, короткие — завивались;
в) прессованный парик, волосы которого имели вид бахромы, пришивались к подкладке, затем приклеивались к головке;
г) у кукол с головками, прессованными из тканей, с неснимающимися головными уборами, парик пришивался к головке; пряди волос выпускались из-под головных уборов;
д) парики из меха или плюша выкраивались по форме головки, пришивались на деревянной болванке. Эти парики хороши были для кукол-мальчиков, а также для характерных театральных кукол. Завивку париков производили щипцами. На паричках кукол-девочек завязывались банты из шёлковой ленты.
Куклы выпускались также со скульптурными париками, в которых волосы были показаны рельефом и росписью.
Костюм куклы состоит из белья, платья, верхней одежды и головного убора. Все детали одежды должны быть снимающимися и застёгиваться на маленькие пуговички, кнопки или крючки. Только у самых маленьких размеров допускалась неснимающаяся наглухо прикрепленная одежда.
Бельё кукол изготовлялось из тонких бельевых тканей (бязи, мадеполама, батиста и пр.), состоит из рубашечки и штапишек или из одной комбинации. Куклы выпускались в платьях самых разнообразных фасонов, из х.-б., иногда шёлковых тканей. Для отделки белья, фартучков и платьев применялись узенькие кружева, лепты, разноцветная тесьма, сутаж и прочее. Пальто изготовлялось из байки, фланели, плюша, шелковых тканей: головные уборы в виде капоров, беретов, шляпе полями — из ткани или плетёные из соломки.
Костюм кукол по фасону и общему виду должен был соответствовать детской одежде. Для творческих игр детей выпускались куклы, одетые в костюм лётчика, физкультурника, моряка, школьника, почтальона, доктора, шофера, людей разных профессий, а также куклы, одетые в национальные или исторические костюмы. Куклы-голышки выпускались в распашонках, в нарядных одеялах-конвертах. Выпускались куклы с комплектом разной одежды, а также отдельно наборы одежды.
Обувь для кукол изготовлялась из разных материалов — тканей, дерматина, кожи, пластиката, резины. Кукольная обувь должна была сниматься. Простейшая обувь делается из трикотажа для кукол, изображающих самых маленьких детей; она затягивалась на шнурочках. Подошва и стелька кукольной обуви делались на картоне. Изготовление обуви производилось на деревянных колодках, но форме ног кукол. На подмётке наклеивался кусочек картона — каблучок. Наиболее нарядная обувь лакировалась. Верх обуви делался разных фасонов; туфли надевались поверх носочка или чулочка, сделанного из трикотажной ткани. Обувь иногда делалась путём разрисовки и рельефа — у наиболее простых и дешёвых кукол.
Изготовление глаз. Куклы выпускались либо с нарисованными глазами, либо вставными, которые бывали неподвижными или закрывающимися. Для изготовления глаз применялось стекло, фарфор, различные пластмассы — полистирол, аминопласт, плексиглас, оргстекло, целлулоид и др. Простейший глазной прибор для кукол-«моргалок» укреплялся внутри головки при помощи металлических кронштейнов с балансом. Чтобы глаза куклы поворачивались в разные стороны, требовались более сложные приспособления и специальная конструкция внутренней части головки и туловища куклы. Закрывающиеся глаза имели ресницы, сделанные из шёлкового или искусственного волокна, тонкого кусочка меха, приклеенного к опускающемуся веку или к внутренней верхней части глазного отверстия. Ресницы и веки у кукол с закрывающимися глазами часто выполнялись росписью.
Изготовление звуковых приборов. Озвученные куклы имели звуковые приборы, вмонтированные в туловище. Простейшие звуковые приборы — пищики употребляются для кукол в неснимающихся платьях; при нажатии на звуковой прибор издавался писк, напоминающий плач ребёнка. Более сложные звуковые приборы изготовлялись в куклах, произносящих отдельные слова: «папа», «мама», «уа» и др. Прибор состоял из пищика в виде язычка с желобком, двух донышек с клапанами и пружиной, деревянной деки, меха из прорезиненной ткани. Звуковой прибор приходил в действие при изменении положения куклы — от вертикального к горизонтальному. Некоторые куклы имели в передней или задней части туловища нитку, соединенную с прибором, и стоило потянуть за нитку, чтобы раздался звук.
Театральные куклы
Театральные куклы, изображающие персонажей из народных сказок и литературных произведений, клоунов, петрушек и др., предназначены для драматизированных игр детей. Эти куклы являются как бы действующими лицами, актёрами. Этим определяются и их конструкция, скульптурная форма и способы художественного решения.
Существуют разнообразные конструкции театральных кукол
Простейшие из них — бибабо, куклы-петрушки, помимо рук имеющие также и ноги; в головку, руки и ноги кукол-петрушек часто вставлялись цилиндрические картонные патронки, облегчающие театральные действия с куклами. Руки продевались через специальное отверстие в костюме куклы. Выпускались различные театральные куклы типа марионеток, приводимых в движение посредством шнурка или нитки. Конструкция подвижных театральных кукол должна была обеспечивать возможность производить с ними различные театральные действия — придавать им характерные позы, движения, выразительные жесты.
Общие педагогические и художественные требования к куклам
Куклы советского периода должны были давать правдивое изображение человека разных возрастов. Куклы должны были быть привлекательными и представлять здорового человека. Они могли быть и смешными, шаржированными. Их скульптурная форма, в особенности головка, требовала особо тщательной обработки, чёткого и правильного рельефа лица. В куклах не допускалось воспроизведения уродства, преувеличения в изображении представителей разных народностей — излишнего подчеркивания национальных особенностей.
Требовалось, чтобы головной убор куклы, причёска, одежда, обувь были подобраны в красивом, гармоничном сочетании; чтобы детали были симметричны, руки и ноги — одного размера, одинаковой формы, длины и толщины, туловище, лицо, руки и ноги окрашены в телесно-розовый цвет. Окраска и роспись не должны были пачкаться и смываться; краска должна была лежать ровным слоем, без полос, пробелов и потеков, а окрашенная поверхность куклы не давать отслоений плёнки. Роспись симметричных деталей — глаз, бровей, щёк должна была быть одинаковой. Нельзя было выпускать в продажу куклы со слишком бледными или красными лицами, с перекошенными глазами и ртом, с расширенными зрачками глаз и другими погрешностями, которые могли бы произвести на детей неприятное впечатление. Набивка мягких частей куклы — туловища, рук и ног — должна была быть плотной, без искажения скульптурной формы. Головка, ручки и ноги куклы должны были быть прочно собраны на резинку. Вставные глаза куклы должны легко открываться и закрываться при соответствующем положении куклы. Звуковые приборы — правильно настроены, иметь чистый и чёткий звук. Требовалось, чтобы накладной парик у куклы был прочно и правильно закреплён; пряди волос — распределены по головке без просветов и плешин, косы заплетены туго и аккуратно, волосы подстрижены ровно и правильно, окрашены в естественные цвета, причёска должна была быть аккуратной, пробор прямой.
Фасоны кукольных платьев и одежда должны были быть разнообразны, без излишней вычурности, просты и красивы по покрою, платья сшиты точно по форме куклы из разнообразных тканей светлых и ярких оттенков с мелкими рисунками. Поступавшие в продажу куклы должны были полностью соответствовать образцам-эталонам, утверждённым художественно-техническими комиссиями по игрушке при краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) отделах народного образования и министерствах просвещения союзных и автономных республик. Употребляемые для окраски кукол краски, лаки и растворители должны были быть разрешены к употреблению «Санитарными правилами но производству и продаже игрушек», утверждёнными Главной государственной санитарной инспекцией СССР.
Маркировка производится на этикетках из ткани или бумаги, которая прикреплялась к кукле. В производственной марке проставлялось (указывается) наименование предприятия- изготовителя, его ведомственная принадлежность, адрес, штамп ОТК, указание сорта, даты выпуска. Каждая кукла упаковывалась в индивидуальную коробку с красочной этикеткой, причем головка куклы и ноги привязываются ко дну коробки тесьмой, концы которых пропускали через дно и снизу завязывали. Куклы мелких размеров завёртывались поштучно в бумагу и затем паковались по нескольку штук в свёрток или коробку, которые завязываются шпагатом. Перед укладкой в картонные коробки по нескольку штук лица кукол обёртывались бумагой. Укладка кукол производилась попарно, причём на нижнюю куклу клалась верхняя ногами к голове нижней куклы, а голова верхней куклы клалась лицом в ноги нижней куклы. Такая укладка предохраняла лица кукол от порчи. Мягконабивные куклы нельзя было упаковывать навалом в мешки.
Коробки с куклами упаковывались в сухие деревянные ящики, весом брутто не свыше 50 кг, в ящик вкладывалась упаковочная ведомость с указанием: наименования предприятия-изготовителя, его адреса, ведомственной принадлежности, наименования изделий, номера артикула, сорта, цены.
Хранить кукол следовало в сухом, чистом помещении. Кукол надо было оберегать от пыли, моли, грызунов и выцветания.
Кукла Зоя, 1968 год