Костерезные художественные изделия

Костерезные художественные изделия

     Костерезные художественные изделия — художественные изделия из слоновой, мамонтовой и моржовой кости, а также из костей крупных домашних животных. Кость представляет собой ценный поделочный материал.

 

 

Слоновая кость — клыки (бивни) слонов — плотное твёрдое вещество белого цвета. Самой ценной является кость африканских слонов, которая хорошо поддается обработке и отличается слегка желтоватым кремовым оттенком.

 

Индийская слоновая кость имеет молочно-белый цвет, иногда с розоватым оттенком.
 
 
Мамонтовая кость — бивни мамонта — ископаемая кость, добываемая в Сибири на берегах рек весной после половодья, когда мамонтовые бивни торчат в обнажившихся обрывах, где их и находят. Ей свойственна большая твёрдость, которая затрудняет обработку. Отличительная особенность мамонтовой кости — слегка желтоватый оттенок.
 
 
Моржовая кость — клыки моржей — обладает большой твёрдостью, имеет зеленоватый оттенок, хорошо поддаётся резьбе, окраске и гравировке.
 
 
Трубчатая кость крупных домашних животных — цевка — наиболее мягкая кость, легко поддаётся обработке; перед обработкой обезжиривается и отбеливается, благодаря чему приобретает совершенно белый тон с холодноватым оттенком.

 

 

 

      Обработка кости производится вручную, при этом употребляются следующие инструменты: обыкновенные столярные пилы разных типов для распилки больших кусков кости, различные резцы и напильники, ножи, стамески (долотца), втиралышки для ажурной резьбы. При заготовке материала (распиловке, подготовке полуфабриката, грубой обработке формы) используется токарный станок, бормашины, пневматические стамески. Готовые изделия шлифуют и полируют.

 

        Художественная резьба по кости известна с глубокой древности, была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима и Византии. В странах Западной Европы резьба по кости достигла расцвета в XV веке. К этому времени Франция, особенно г. Дьеп, становится центром косторезного искусства. Сведения о русских косторезных изделиях восходят к XI—XII векам; выдающимися памятниками русской художественной резьбы по кости являются работы XVI—XVIII веков резчиков Сольвычегодска, Москвы, Холмогор. В XVII веке Москва была центром производства художественных изделий из кости — гребней, ларцов, кубков, предметов религиозного культа. В XVIII веке получает известность резьба по кости холмогорских мастеров (бывшей Архангельской губернии), которые изготовляли разнообразные предметы: гребни, шкатулки, табакерки, кубки, шахматы, оправы для зеркал и др. Основной техникой была ажурная резьба в сочетании с низким рельефом и цветной гравировкой. Резчики заполняли тонко распиленные моржовые костяные пластинки сложными затейливыми узорами, помещая среди них различные бытовые сценки: чаепития, охоту на оленей и др. Народные мастера достигли большого совершенства в технике ажурной резьбы, создав своеобразный стиль, характерный сочетанием мотивов северной природы с орнаментом в виде сложных завитков, раковин (так называемые «рокайли») и т. п. Лучшие традиции косторезного искусства прошлого сохранили и развили резчики артели имени М. В. Ломоносова, в селе Ломоносове близ Холмогор. Артель производила броши, ножи для разрезания бумаги, книжные закладки, шкатулки, миниатюрную скульптуру — животных и птиц. Мастера Черникович и Штанг создали декоративные кубки на темы: «Полководцы Советской Армии», «Миру—мир» и прочее. Изделия артели отличались высоким мастерством. Мастера вводили новые мотивы в орнамент, сочетали на одной вещи художественную обработку разных видов, разрабатывали полные изящества композиции.

 

 

      Косторезные изделия из моржовых клыков вырабатывались также резчиками Чукотки в селениях Уэлепе, Дежневе. Чаплино и др. Чукчи известны как искусные мастера цветной гравировки кости и создатели миниатюрных скульптурных фигурок, главным образом зверей Севера. Чукотские скульптуры выразительны, реалистичны, отличаются простотой форм. Гравюры выполняются чаще всего на поверхности целых моржовых клыков; в острых жизненно-убедительных тонких рисунках изображаются композиции на темы охоты, труда и празднеств чукчей. Косторезные изделия из мамонтовых бивней и клыков моржа производили в г. Тобольске, где косторезный промысел возник в начале XIX века. Тут вырабатывались преимущественно небольшие скульптуры, изображающие животных и воспроизводящие сцены из быта местного населения — поездки на оленях, многофигурные группы при сдаче мехов в фактории, — и мелкие бытовые предметы — мундштуки, броши, украшенные рельефной резьбой, а иногда и цветной инкрустацией. Образы животных и людей отличаются правдивостью и выразительностью, верно передают типичные черты. Изделия отличаются тонкой проработкой деталей.

 

 

       Косторезные изделия изготовляли также артели в артелях Кисловодске и Сочи, где промысел возник в советское время. Здесь вырезали броши, кулоны, серьги, ножи для разрезания бумаги. Для украшения этих изделий особенно был распространён мотив розы. Цветок выполнялся в виде высокого рельефа в реалистической манере. Кулон обычно подвешивался на тонкой костяной цепочке или на чёрной бархатной ленточке.

 

 

     Косторезные изделия из цевки вырабатывались также артелью в г. Хотькове, под Москвой. Кроме обычного ассортимента, резчики этой артели создавали настольные украшения на темы басен И. А. Крылова и русских народных сказок. При этом они умело использовали естественную форму кости, наружные выпуклости и выемки на ней, а также внутреннее строение. Косторезные изделия из цевки вырабатывал и цех резьбы по кости при мясокомбинате имени А. И. Микояна в Москве. Резчики, сочетая цевку с рогом, производили художественные изделия для декоративного убранства туалетного и письменного стола, отличающиеся большим мастерством.

 

 

      В торговую сеть поступали косторезные изделия Индии и Китая из слоновой кости. Эти изделия отличались исключительным мастерством исполнения, сложностью ажурной «кружевной» резьбы, высокой художественностью и богатством орнамента. В них сказывалась тонкая наблюдательность в передаче образов животных и людей и умение использовать природные качества слоновой кости, разнообразие её оттенков.