Велосипеды дорожные
Велосипеды дорожные выпускаются мужские и женские. Для удобства посадки раме женского велосипеда дорожного придается особая форма.
В СССР к шестидесятым годам были распространены дорожные велосипеды нескольких моделей, отличавшиеся конструкцией отдельных узлов и деталей. У всех велосипедов дорожных рамы изготовлялись из стальных тонкостенных труб. Тормозные вулки заднего колеса со свободным ходом. Рули универсальные поворотные либо жёсткие. Сёдла различных форм, с пружинами. Покрышки сёдел кожаные, жёсткие или мягкие, из шеврета на войлочной подкладке. Колёса мужских велосипедов дорожных имеи шины, изготовленные по ГОСТ 4750-52 с размерами 622 х 40 мм (28" х 1¾"), 559 х 48 мм (26" х 2") и 559 х 40 мм (дюймового обозначения нет).
Велосипед дорожный В-110 "Прогресс"
Модель В-17 харьковского велозавода - мужской велосипед дорожный, отличающийся от модели В-110 укороченной рамой. База 1150 мм, высота рамы 540 мм. Руль жёсткий. Рулевая колонка снабжена чашками с шариками. В остальном этот велосипед дорожный аналогичен В-110.
Модель В-16 минского велозавода - мужской велосипед дорожный со стальной трубчатой неразборной рамой. База 1175 мм, высота рамы 560 мм, высота каретки 300 мм. Размер шин 622 х 40 мм (28" х 1¾"). Длина шатунов 170 мм. В ведущей шестерне 46 зубьев, в ведомой - 18. Роликовая цепь из 113 звеньев. Руль универсальный поворотный, различных форм. Передача 71,4. Вес без принадлежностей 17 кг. Характерной особенностью дорожного велосипеда этой модели является устройство кареточного узла: он не имеет резьбы, чашки для подшипников вкладываются в раму. Ведущая шестерня с правым шатуном объединены в неразъёмную деталь. Кареточный узел разбирается только с левой стороны. Съёмка шатуна производится специальным съемником. В последующих конструкциях крепление шатунов осуществлялось так же, как и у В-110.
Модель В-1 пензенского велозавода имени Фрунзе - мужской велосипед дорожный со стальной трубчатой рамой. База 1216 мм, высота рамы 520 мм, высота каретки 320 мм, длина шатунов 178 мм. В ведущей шестерне 48 звеньев, в ведомой - 18. Роликовая цепь из 112 звеньев; для правильного её натяжения на задней втулке имеется два специальных регулятора. Передача 74,7. Вес этого велосипеда дорожного без принадлежностей 18 кг.
Модель В-10 рижского велозавода "Саркана Звайгзне" - мужской дорожный велосипед с рамой увеличенного размера (для большого роста). База 1185 мм, высота рамы 564 мм, высота каретки 300 мм. Размер шин 622 х 40 мм (28" х 1¾"). Длина шатунов 170 мм. В ведущей шестерне 48 зубьев, в ведомой - 18. Роликовая цепь из 112 зубьев. Для правильного её натяжения на задней втулке имеются два специальных регулятора. Седло с жесткой кожаной покрышкой, с каркасом из витых пружин. Передача 74,7. Вес этого велосипеда дорожного без принадлежностей 18 кг.
Модель В-22 харьковского и Львовского велозаводов - женский велосипед дорожный База 1115 мм, высота рамы 540 мм. Размер шин 559 х 40 мм. Длина шатунов 170 мм. В ведущей шестерне 48 или 46 зубьев, в ведомой - 19 или 18. Роликовая цепь из 110 звеньев. Покрышка седла мягкая, из шеврета на войлочной подкладке. Передача 65,2. Вес без принадлежностей 16,5 кг.
Модель В-20 рижского велозавода "Саркана Звайгзне" - женский велосипед дорожный с рамой увеличенного размера (на большой рост). База 1172 мм, высота рамы 53 - мм, высота каретки 300 мм. Размер шин 622 х 40 мм (28" х 1¾"). Длина шатунов 170 мм. В ведущей шестерне 48 зубьев, в ведомой - 18. Роликовая цепь из 112 звеньев. Седло с жесткой кожаной покрышкой, с каркасом из витых пружин. Передача 74,7. Вес этого велосипеда без принадлежностей 17,5 кг. Женские велосипеды дорожные модели В-22 велозаводов в Харькове и Львове с колёсами 559 х 40 мм рассчитаны на женщин среднего роста. велосипед дорожный с колёсами 622 х 40 мм. (28" х 1¾") более удобны для женщин высокого роста.
Велосипеды дорожные выпускались по ГОСТ 5503-50.
Общие сведения - см. Велосипеды.