Кароттажная станция

 

 

     Кароттажная станция — передвижная установка, предназначенная для проведения геофизических исследований, имеющих целью обнаружение залегания полезных ископаемых и изучение геологического строения земной коры методом электрокароттажа. Электрокароттаж является одним из основных современных геофизических методов, применяемых при исследовании нефтяных скважин и в меньшей степени скважин, бурящихся на уголь и рудные ископаемые.

Принцип работы кароттажной станции основан на измерении и записи на кароттажной диаграмме кажущегося удельного сопротивления разнородных горных пород изучаемого участка месторождения путём искусственного создания в недрах электрического тока.

Полученные с помощью кароттажной станции кароттажные диаграммы служат для: 1) изучения литологии пород, их пористости и мощности; 2) определения глубины залегания пластов в разрезе скважины; 3) выявления и оценки продуктивных пластов; 4) изучения геологического строения месторождения.


Кроме проведения электрокароттажа, бокового кароттажного зондирования и измерения самопроизвольно возникающего поля, кароттажные станции предназначаются для: а) определения искривления скважин, б) измерения температур вдоль ствола скважины, в) определения удельного сопротивления бурового раствора по стволу скважины, г) перфорации обсадных колонн, д) отбора грунтов из стенок скважины боковым стреляющим грунтоносом при уточнении геологического разреза, е) торпедирования скважин.

 

 

Подъёмник самоходной полуавтоматической кароттажной станции

Подъёмник самоходной полуавтоматической кароттажной станции: 1 — лебёдка; 2 — устройство отбора мощности от двигателя автомобиля; 3 — генераторная группа электросиловой установки; 4 — пульт управления; 5 — катушка с проводами; 6 — блок-балансир.

 

Передвижная кароттажная станция состояла из подъёмника и лаборатории, обычно смонтированных на двух отдельных автомашинах соответствующей грузоподъёмности. Лебёдка подъёмника такой передвижной кароттажной станции приводилась в движение от двигателя автомашины через коробку отбора мощности. Для работы в особо тяжелых условиях бездорожья подъёмник кароттажной станции иногда монтировался на раме или салазках для транспортировки с помощью трактора. В этом случае лебёдка подъёмника приводилась в движение от отдельного двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя.

К середине пятидесятых годов существовали автоматические и полуавтоматические кароттажные станции для исследования скважин.

Наибольшее распространение имели самоходные полуавтоматические кароттажные станции, смонтированные на двух автомашинах.


Подъёмник самоходной полуавтоматической кароттажной станции служил для проведения спуско-подъёмных операций, производимых во время кароттажа и перфорации. Закрытый кузов автомашины, на которой был установлен подъёмник, был разделён перегородкой на кабину лебёдчика и лебёдочное отделение. В кабине лебёдчика установливались: посты управления лебёдкой и дублёр управления двигателем автомобиля; силовая часть кароттажной станции, состоявшая из электростанции и трансформаторов; пульт управления, содержавший силовую панель, контрольную панель лебёдки, перфораторную панель и усилитель дуплексного радиопереговорного устройства. Перфораторная панель с трансформатором служила для управления запальной цепью при простреливании колонны, отборе грунтов и торпедировании. Электростанция служила для питания через выпрямитель токовых электродов при кароттаже, приборов синхронной передачи и приборов питания сетей освещения, связи, сигнальных устройств и т. д.


При наличии промышленной электросети кароттажная станция подключалась к ней с помощью вспомогательного сетевого провода через трансформатор, первичная обмотка которого имела несколько выводов. Силовая сеть была рассчитана на переменный ток напряжением 110 В. Выбор переменного тока для питания всей аппаратуры кароттажной станции был обусловлен возможностью лёгкого преобразования напряжения силовой сети в различные напряжения.

В лебёдочном отделении была установлена лебёдка, стеллажи с гнёздами для перевозки скважинных приборов, защищённая кожухом генераторная группа, катушки с соединительными проводами от датчика глубины и распределительной коробки, с сетевым проводом и проводом заземления, а также прожектор; на время переездов в лебёдочном отделении устанавливали блок-баланс с датчиком глубины.

Лебёдку применяли обычно 10-скоростную, позволявшую осуществлять подъём кабеля со скоростями от 90 до 10.000 м/час и барабаном ёмкостью от 1.600 до 4.000 м кабеля. Генераторная группа состоялат из смонтированных на общей раме бензинового двигателя и силового генератора мощностью 750 вт, соединённых между собой с помощью полужёсткой муфты. Блок-баланс состоял из подставки (рамы), измерительного ролика и датчика глубины. При работе кароттажной станции блок-баланс устанавливали над устьем скважины. С помощью ролика блок-баланса определялась длина опущенного в скважину кабеля и осуществлялся привод лентопротяжного механизма, перемещавшего на регистраторе диаграммную ленту, на которой производилась запись кривых.
Пол лебёдочного отделения был покрыт оцинкованным железом и имел под лебёдкой сток для глинистого раствора. Под автомашиной, с боковых сторон, располагались ящики для перфораторов, грунтоносов и т. д.

Лаборатория. Вся аппаратура и приборы лаборатории, с помощью которых производили электрокароттаж и различные измерения, были смонтированы в передней части закрытого кузова автомашины. Аппаратура самоходной полуавтоматической кароттажной станции состояла из двух полуавтоматических регистраторов с кароттажными потенциометрами и приводом пульсатора, контрольно-измерительной панели, селенового выпрямителя, фильтра, электрометра, резистивиметра, инклинометра и пульта управления, предназначенного для переключения измерительных и токовых цепей и регулирования силы тока при производстве различных измерений. Под боковыми сидениями были устроены специальные гнёзда для хранения и перевозки скважинных приборов.

Самоходная кароттажная станция снабжалась дуплексным радиопереговорным устройством для связи между буровой, подъёмником и лабораторией.


Аппаратура и приборы самоходной кароттажной станции, к которым предъявлялись требования высокой точности, монтируются на панелях или укладывались в специальных гнёздах с соблюдением всех технических мероприятий, предотвращавших повреждения при длительных переездах по плохим дорогам. Самоходные кароттажные станции снабжались также всем вспомогательным оборудованием, необходимым для производства работ в любое время суток и в любых климатических условиях.


Лит.: Комарове. Г., Техника промысловой геофизики. Кароттаж и операции в скважинах, М.—Л., 1947.

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме