Катер

 

 
 
 
      Катер — небольшое лёгкое самоходное судно для коротких рейсов. Назначение и условия эксплуатации катеров весьма разнообразны, чем объясняется значительное количество типов и конструкций катеров.

В зависимости от района плавания катера делили на : 1) морские, 2) рейдовые, плавающие в водах морских портов и в устьях рек с выходом на морские рейды, 3) озёрные, 4) речные. Классификация катеров по району плавания определяет ряд конструктивных требований, предъявляемых к данному типу катера.
 
 
 
 
По назначению и условиям эксплуатации катера делили на четыре основных типа:

Катера пассажирские, предназначенные для внутригородского, пригородного и курортного пассажирского сообщения на реках, в морских портах и вдоль побережья. Речные пассажирские катера, совершавшие регулярные пригородные рейсы, имели пассажировместимость 100—300 человек и часто называвшихся речными трамваями.


 

Речной пассажирский катер (речной трамвай) на 112 пассажиров

 
 
 
 
 
Морские пассажирские катера рассчитывались на более длительное пребывание на них пассажиров и оборудовались более комфортабельно; они обладали хорошими мореходными качествами и значительными скоростями; примером может служить мореходный пассажирский катер.
 
 
 
 

Мореходный пассажирский катер

Мореходный пассажирский катер с количеством мест: I класса 59 человек; II класса на 58 человек; III класса на 44 человека
 
 
 
 
 
Малые быстроходные катера — глиссеры использовались для перевозки небольшого числа пассажиров (10—15) и лёгких грузов (почты, медикаментов) в районах, где водные пути являлись основными путями сообщения. Характерными особенностями глиссеров являлись: большие скорости и скольжение (глиссирование) катеров по поверхности воды во время движения. Малая осадка глиссеров позволяла использовать их на мелких реках, недоступных для других типов самоходных судов.
 
 
 
Катера буксирные — небольшие буксиры, обычно с мощностью двигателя до 150 л. с. Буксирные катера применялись для буксировки небольших барж, паромов и других несамоходных судов на малых реках, на рейдах и в портах. Характерной особенностью буксирных катеров являлись малые размеры корпуса по сравнению с мощностью их двигателя и наличие буксирного гака. Тяговое усилие 250—1.500 кг.

 
 
 

Речной буксирный катер

 
 
 
 
 
Катера грузовые служили для перевозки грузов в портах, на малых реках, озёрах, рейдах и для пригородных перевозок.





Катера вспомогательные обслуживали разнообразные потребности флота, связанные с его эксплуатацией. К катерам этого типа относились:

1) Катера разъездные, для сообщения с судами, стоящими в порту и на рейде, и между отдельными участками порта;

2) Катера лоцманские, для доставки лоцманов на суда и снятия их с судов, а также для расстановки оградительных знаков водных путей;

3) Катера гидрографические, для гидрографических работ у побережья и в устьях рек оборудовались специальными помещениями для работы гидрографического персонала, эхолотом, приспособлениями для измерения скорости течения, исследования грунта. Часто снабжались небольшой рабочей шлюпкой;

4) Катера пожарные, для тушения пожаров на судах, разных портовых сооружениях и других объектах имели специальное противопожарное оборудование;

5) Катера спасательные.



По основному материалу постройки катера делились на:

1) Катера деревянные, весь корпус и набор которых были построены из дерева одной или разных пород. При постройке катеров применялись: сосна, ель, дуб, ясень, лиственница, кедр, пихта, бук, вяз, каштан, красное дерево, а также (для некоторых частей катеров) тик, акация (нагеля), берёза, карага, ильм;

2) Катера стальные, обычно больших размеров, строились, как и другие стальные суда, из судостроительной стали;

3) Катера из лёгких алюминиевых сплавов. В катеростроении получили распространение сплавы типа алюминий - магний - кремний - хром, которые стойки против действия морской воды, а также сплавы алюминий - медь - магний. Последние были подвержены действию морской воды и поэтому употреблялись с применением плакировки (покрытие поверхности листов при прокатке другим стойким металлом). Высокая цена алюминиевых сплавов ограничивала применение их в катеростроении;

4) Катера композитные, для постройки которых применялись несколько разнородных материалов: дерево, алюминий, сталь, текстолит.


Наиболее часто встречался тип композитных катеров, в которых набор был изготовлен из алюминиевых сплавов или стали, а обшивка из дерева.
 
 
 
 

Основные характеристики некоторых типов катеров

 
 
 
 
 
Самыми распространёнными двигателями катеров являлись двигатели внутреннего сгорания. Они работают на лёгких (бензиновые, керосиновые двигатели) и на тяжёлых сортах жидкого топлива (двигатели с воспламенением от сжатия), а также на генераторном газе (газогенераторные двигатели). Небольшие размеры катеров требавали применения лёгких и компактных двигателей; наряду со специальными, широко использовшимися двигателями, применявшимися в других областях народного хозяйства. На быстроходных катерах обычно устанавливались авиационные рядные, звездообразные и У-образные двигатели; на пассажирских, грузовых, буксирных и вспомогательных — автомобильные, тракторные и небольшие стационарные двигатели с воспламенением от сжатия.

Газогенераторные двигатели широко применялись на катерах и имели большие преимущества по сравнению с двигателями, работавшими на жидком топливе. Газобаллонные двигатели вместо газогенераторной установки имели баллоны, наполненные сжатым генераторным газом, для питания двигателя. Это давало экономию места, веса, помещения, а также сокращало количество обслуживающего персонала. Катеры с газогенераторными и газобаллонными двигателями назывались газоходами.

Паровые машины также применялись на катерах, но большой вес и габариты машинно-котельной установки препятствовали широкому их распространению на мелких катерах. Кроме обычных паровых установок, на катерах применялись специальные лёгкие, быстроходные паровые машины с компактными змеевиковыми котлами с принудительной циркуляцией, которые, однако, не получили,  широкого распространения вследствие ряда эксплуатационных недостатков.
 
 
 
 

Основные характеристики некоторых типов двигателей, применявшихся в катеростроении СССР к середине 1950-х годов

 
 
 
 
 
Управление любым типом двигателя могло производиться из ходовой рубки при помощи разных конструкций телемеханических приводов.

 
Гребные винты являлись самыми распространёнными движителями на катерах. У речных катеров, работавших на мелководье и в загрязнённых фарватерах, для защиты винтов от повреждений применялись:
 
1) специальные туннельные или полутуннельные обводы кормы, которые также давали возможность увеличить размеры гребных винтов и повысить их кпд;
 
2) различные ограждения;
 
3) комбинацию специальных обводов кормы с ограждениями.

 
 
Большое количество типов и конструкций катеров требовало при заказе достаточно полного технического задания, которое должно было включать следующие данные:
 
1) тип и назначение катеров, 2) географический район плавания и продолжительность плавания  в часах или километрах, 3) материал постройки, 4) тип механизмов и движителя, 5) чистая грузоподъёмность (в т) и потребная грузовместимость (в мг) для грузовых катеров; тяговое усилие на гаке (в кг) для буксирных катеров; число пассажиров с характеристикой обслуживающих помещений и оборудования для пассажирских катеров, 6) состав команды, 7) скорость хода (в узлах или км в час) рабочая и максимальная; скорость буксирования для буксирных катеров, 8) отдельные основные характеристики: длина, ширина, осадка, высота надводного борта, габариты и др.


Определение ориентировочной цены катеров производилось в зависимости от мощности его двигателя по цене 1 л. с., которая уменьшалась с увеличением мощности двигателя и размеров катера.

 
 
 
Катер (англ. — motor boat, motor launch; болг. — катер: венг. — kutter, motorcsónak, motorhajó; испан. — canoa automóvil; нем. — motorboot; польск. — kuter; румын — şalupă; фин. — kutteri; франц. — canot á moteur; чеш. — kutr).
 
 
 
 
Лит.: Пономарёв В. А., Проектирование и постройка деревянных катеров, М.— Л., 1946; Мелкое судостроение. Сб. статей., Л,—М., 1939—41 (Всесоюзн. науч. ииж.-техн. о-во судостроения (ВНИТОСС), № 1—13); Паттерсон Г. У., Постройка катеров, пер. с англ., М.— Л., 1936.
 
 
 
Моторы лодочные
 
 
 
Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме