Каток (дорожный)

 

 
 
       Каток (дорожный) — машина для уплотнения грунта при строительстве земляных дамб, плотин, площадей, а также оснований и покрытий различных дорог (гравийных, щебёночных, булыжных, асфальто-бетонных и т. д.).

Катки делили на прицепные и самоходные. В технике строительства дорожных покрытий уже в пятидесятые годы наибольшее распространение имели самоходные катки. Основные узлы самоходного катка: рама, укатывающие вальцы, силовое оборудование с системой силовой передачи, система смазки, механизмы управления.
 
 
 

Каток самоходный Д-83 

 
 
 
 
 
По назначению и конструкции катки делили на следующие основные типы: а) по весу — на лёгкие (3—5 т), средние (6—9 т), тяжёлые (10—15 т) (ГОСТ 5576-50); б) по числу вальцов — на одновальцовые, двухвальцовые (тандем) с одним или двумя ведущими вальцами, трёхвальцовые (триплекс) с одним, двумя или с тремя ведущими вальцами; в) по типу вальцов — на катки с гладкими вальцами и с вальцами, снабжёнными кулачками. Кулачки, предназначенные для послойного уплотнения грунта на толщину 0,25—1,0 м, обычно приваренным к отдельным бандажам, состоявшим из двух или трёх частей, надетых на барабан и стянутых болтами. Кулачки большей частью применялись на одновальцовых прицепных катках; г) по удельному давлению на грунт — на катки с постоянным и переменным удельным давлением. Последнее достигалось загрузкой полых вальцов водой, или навешиванием грузов на вальцы, или заполнением специальных ящиков и баков водой, песком и т. п.
 
Каждый каток снабжался устройством (скребками) для очистки поверхности вальцов при укатке покрытий дорог.

 
 
 

Характеристика некоторых типов самоходных катков, изготовлявшихся в СССР в 1950-е годы 

 
 
 
 
Катки обычно поставлялись в полностью смонтированном виде, без упаковки.


Для ухода и текущего ремонта каждый каток снабжался комплектами инструмента и запасных частей для вальцов, силовой передачи и двигателя.

Кроме СССР, к шестидесятым годам, катки изготовлялись в Чехословакии, Венгрии, Румынии, Германии, Франции, Италии, США, Великобритании и других странах.
 
 
 
Каток (албан. — rullokompresor; англ. — road roller; болг. — валяк; венг. — henger, uthen ger; испан. — rodillo compresor; нем. — straßenwalze; польск. — walec drogowy; румын. — tăvălug; фин. — tiejyrä; франц. — rouleau compresseur; чеш. — válec).


Лит.: Каталог строительных и дорожных машин, М., Стройиздат, 1948.

 
 
Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме