Федоскинские лаковые художественные изделия

Федоскинские лаковые художественные изделия

     Федоскинские лаковые художественные изделия, федоскинские миниатюры, — небольшие утилитарно-бытовые и декоративные изделия из папье-маше, покрытые лаком и украшенные миниатюрной живописью или росписью. В ассортименте Федоскинских изделий коробки и шкатулки разных размеров и форм (прямоугольные, круглые, овальные, многогранные), пудреницы, салфеточные кольца, броши, чайницы, чернильные приборы, ножи для разрезания бумаги, игольницы, крышки альбомов и пресс-бюваров, марочницы, настенные декоративные тарелки и др.

 

 

     Свое название Федоскинские художественные изделия получили по селу Федоскино Краснополянского района Московской области, в котором в конце XVIII века купцом Коробовым была открыта небольшая фабрика, изготовлявшая лаковые козырьки для армейских головных уборов и табакерки с росписью. Дальнейшее развитие производство получило при Лукутине — преемнике Коробова (его зяте). «Лукутинские миниатюры» экспортировались за границу, где успешно конкурировали с известными брауншвейгскими (Германия), персидскими, японскими и другими восточными лаками, отличаясь от последних оригинальной тематикой и своеобразной техникой живописи.

 

     На фабрике работали наёмные и крепостные мастера; в их среде и возник стиль лукутинской миниатюры, отмеченной чертами народного искусства с характерной несложностью сюжета и композиции и декоративностью цвета. Сюжетами лукутинских миниатюр являлись жанровые сценки крестьянского быта — «тройки», «чаепития», сельские хороводы и пляски. Большое место занимали своеобразные переработки картин русской и зарубежной живописи. К концу прошлого столетия лукутинское производство пришло в упадок. Возродилось оно в 1910 году, когда группой бывших лукутинских мастеров была создана Федоскинская кооперативная артель, существовавшая до 1960-го года, когда вся система промысловой кооперации была ликвидирована и на базе артели была создана фабрика.

 

 

     Для федоскинской живописи характерны как традиционные зимние и летние «тройки», «чаепития» в прежней и новой трактовке этих сюжетов, так и жанровые бытовые сценки колхозной жизни, эпизоды Великой отечественной войны, наши праздники и будни, героика социалистического труда, фольклорные и литературные темы, портреты выдающихся политических и общественных деятелей и писателей; часто встречается русский пейзаж. Из живописцев, работавших в Федоскинской артели, известны своими оригинальными произведениями один из основателей артели талантливый мастер миниатюрной живописи А. А. Кругликов, мастера В. Липицкий (см. его работу «Хоровод»), М. Пашенин, С. Тардасов, М. Чижов, С. Рогатов, И. Страхов и др.

      Федоскинские миниатюры приобрели широкую известность. На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе они были отмечены золотой медалью. Изделия артели экспонировались на постоянной выставке достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ).

 

 

     Изготовление изделий из папье-маше состоит из ряда последовательных процессов: склейки и прессования нескольких листов картона, пропитанного льняным маслом, сушки в печи, столярной и токарной обработки полученного полуфабриката, грунтовки и покрытия чёрным лаком. Внутренние стороны шкатулок и коробок покрываются обычно ртутной киноварью. Живопись ианосится на грунт, покрывается бесцветным копаловым лаком, изделие полируется до зеркального блеска.

 

     В отличие от других миниатюристов лаковой живописи (Палеха, Мстёры и Холуя), пользующихся темперными красками, федоскинские мастера применяют только тонкотёртые масляные краски. Своеобразны и другие их художественные и технические приёмы, в частности применение в фоне алюминиевого порошка и подкладок из сусального золота и серебра; металл просвечивает сквозь тонкий слой краски (живопись «по-сквозному»), и этим достигается необычно эффектная игра цветных пятен. Той же цели служит в инкрустирование фона перламутром. Живописное поле нередко обрамляется растительным орнаментом. Миниатюры на крышке шкатулки или коробки часто сопровождаются дополнительными миниатюрами на боковых стенках. Применяется также оформление «под черепаху» и т. н. «шотландкой» — геометрическим рисунком, состоящим из перекрещивающихся линий.

 

      Требования к качеству. Требовалось полное соответствие изделий образцам-эталонам, утверждённым комиссией по качеству Московского облисполкома. Слой чёрного лака должен был быть ровным, живопись без каких-либо отклонений от оригинала. На лаковой внешней поверхности и на внутренней стороне не должно было быть засоренности и наливов, царапин, выбоин или каких-либо других дефектов. Крышки шкатулок и коробок должны были плотно прилегать к корпусу, навесы шарнирных соединений — быть без перекосов и заусенцев. Отклонения в толщине стенок допускалось в пределах ±2 мм. Изделия должны были быть отполированы до блеска. Качество технического выполнения и росписи определялось советом артели в порядке просмотра каждой вещи и оценивалось по её размерам, содержанию, оригинальности миниатюры (самостоятельное произведение или копия), сложности композиции, мастерству и пр. За высокое качество продукции, выпускаемой только первым сортом, Федоскинская артель имела с 1945 г. диплом первой степени.

 

Сувениры
 
 
 
 
Холуйские художественные изделия
 
Художественные товары