Упряжь конская

 

 

       Упряжь конская разделялась на с.-х., тяжеловозную (транспортную) и полуямскую (выездную). Каждый вид упряжи разделялся в свою очередь на пароконную, пристяжную и одноконную, а последняя разделяется на оглобельно-дуговую и бездуговую.

 

     В гужевом транспорте (колёсном и санном) и в сельском хозяйстве наиболее была распространена с.-х. упряжь одноконной и пароконной запряжек. В комплект каждого вида конной упряжи входил ряд предметов, каждый из которых имел определённое назначение, отличаясь лишь по материалам, конструкции и способам изготовления. В связи с этим, стоимость одноименных предметов разных видов упряжи была различная.

 

 

Содержание комплекта упряжи

 

 

 

       Кроме перечисленных в таблице предметов, к упряжи относятся и предметы ухода за конём: попона, трок попонный, конская щётка, скребница, ведро водопойное, аркан фуражный, кнут, мешочек для подков, шипов и гвоздей. В продажу упряжь поступает как комплектно, так и отдельными предметами.

 

Конская упряжь с.-х. была рассчитана на широкое использование её в различных областях сельского хозяйства. Отличительными признаками являлись: 1) относительно упрощённые способы производства; 2) большое разнообразие применяемых для её изготовления материалов; 3) большое количество вариантов конструкции и способов изготовления отдельных предметов; 4) разнообразие размеров (10 размеров за №№: 0, 1—9).

 

Упряжь конская тяжеловозная (транспортная) была рассчитана для тяжеловесных (крупных) пород конского состава и отличалась более высоким качеством применяемых материалов. Учитывая более однородный контингент конского состава, хомуты этой упряжи изготовлялись в более крупных размеров (от 4 до 9).

 

Полуямская упряжь (выездная) была рассчитана на использование её в легковых запряжках. Отличительной особенностью являлась лёгкость, хороший внешний вид (отделка и окраска), иногда с украшениями в виде металлических блях.

 

 

     Все ременные детали изготовлялись из доброкачественной яловочной сыромяти со снятым лицом и очищенной бахтармой; хомуты изготовлялись пяти размеров (от 0 до 4). Все предметы, входящие в комплекты упряжи, маркировались с указанием наименования предприятия, номера приёмщика, даты приёмки, сорта и размера изделия, РТУ или ТУ, путём наложения клейма на изделия или пломбированием. На лицевой стороне детали клеймились только в том случае, если бахтарма была закрыта. На комбинированных изделиях при наличии деталей из кожи ставились клейма, предназначенные для кожи. Конская упряжь упаковывалась в рогожные или тканевые тюки с тем, чтобы вес тюка не превышал 80 кг. Отдельные предметы связывались в пачки: узды, шорки, шлеи, вожжи, седёлки горбатые, недоуздки стоялые — по 5 штук; покрышки хомутные, чересседельники — по 10 штук; хомутина — по 20 штук; супони — по 25 штук, клещи, гужи, постромки, нагрудники нашильники — попарно; прочие предметы: подушки хомутные, седёлки прямые, потники к горбатой седёлке — по усмотрению поставщика. В случае упаковки разных предметов упряжи в одно упаковочное место, в него должна была быть вложена фактура с указанием названия и количества предметов.

 

       Хранение конской упряжи рекомендовано в сухих помещениях. Не допускалось соприкосновение предметов упряжи непосредственно с полом или стенками. Узды, недоуздки, шлеи и другие предметы должны были храниться на вешалах, а верёвочные детали и построки — на стеллажах. Металлические детали упряжи и нашильники во избежание коррозии смазывались минеральной смазкой. В целях предупреждения порчи внешнего вида и загрязнения, хранение войлочных, юфтевых и сыромятных деталей производилось раздельно; нельзя было допускать появление плесени, кожееда и моли. При появлении на изделиях плесени или моли должны быть немедленно приняты меры к уничтожению их путём протирки, выколачивания, дополнительной смазки изделий и т. п. Борьба с кожеедом должна производиться согласно специальной инструкции.

 

Обозные товары

Сёдла

Шорка

Шорно-седельная фурнитура

Шорно-седельные товары

Шорный инструмент