Сапоги

 

 

      Сапоги - в отличии от ботинок не имеют переднего разреза в верхней части. В зависимости от материалов, из которых они были изготовлены, сапоги подразделялись на кожаные, резиновые и валяные.

 

 

Сапог рыбацкий (модель Таганрогской фабрики. 1952 год)

 

Сапог рыбацкий из чёрной яловой юфти. Подошва кожаная. Крепление деревянно-шпилечное.

 

 

       Сапоги кожаные — наиболее разнообразная по применяемым материалам, конструкциям и методам крепления низа группа. По материалу верха разделялись на юфтевые, хромовые, текстильные, комбинированные и фетровые.

 

       Юфтевые сапоги вырабатывались как бытовые, так и производственные, остальные — только бытовые. Сапоги юфтевые были рассчитаны на тяжёлые условия повседневной носки; используются в условиях повышенной влажности грунта. Изготовляются из материалов повышенной толщины, плотности, прочности и водоустойчивости и отличались высокой стойкостью, повышенной водонепроницаемостью швов и скреплений, увеличенными размерами. Основные виды юфтевых сапог — вытяжные и прикройные.

 

Вытяжные юфтевые сапоги являлись развитием древнерусской обуви; перед и голенище составляли у них одну крупную деталь (вытяжку), которая в процессе произаодства в области переда посаживалась (получала объёмную форму), повторно обкраивалась и отделывалась. Заготовки вытяжных сапог сшивались только по задней линии и не имели шва, скрепляющего перед с голенищем, что способствовало повышению их водоустойчивости. В прошлом основная масса юфтевых сапог делалась вытяжными. Однако выкраивание очень крупной детали сложной конфигурации с последующим её обкроем приводили к полезному использованию кожи только на 60— 62%, что примерно на 20% меньше нормального. Вытяжные сапоги выпускались по специальным заказам и только производственного назначения (так называемые рыбацкие и болотные), у которых для большей устойчивости голенища иногда удлинялись, оканчиваясь раструбом, а между верхом и поднарядом в области переда прокладывался бычий пузырь (см. Обувь кожаная).

 

Прикройные сапоги составляли основную массу как юфтевых сапог, так и сапог с верхом из других материалов. Конструкция одного из распространённых видов юфтевых прикройных сапог с кожаным голенищем показана на рисунке ниже с выделением основных деталей. Перечень деталей с указанием их количества и материала, шедшего на их изготовление, приведён в таблице.

 

 

Сапоги юфтевые

 

Сапоги юфтевые: 1 — перед; 2 — голенище; 3 — прошва; 4 — закрепка; 5 — подшивка; 6 — поднаряд; 7 — ушки; 8 — подошва; 9 — подмётка наружная; 10 — каблук; 11 — набойка; 12 — стелька; 13 — задник (мягкий пласт); 14 — задник (жёсткий пласт); 15 — простилка; 16 — теленок

 

 

Детали прикройных юфтевых сапог с кожаным голенищем

 

 

 

 

Сапог мужской (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

 

Сапог мужской из чёрной юфти. Подошва кожаная. Крепление винтовое.

 

 

       Юфтевые прикройные сапоги выпускались с голенищами, настроченными на переда, либо с передами, настроченными на голенища; без задинок и с отрезными задинками; с задними наружными ремнями, задними наружными ремнями и прошвой, задними внутренними ремнями и прошвой. Голенища изготовлялись из кожи и из заменителей кожи (кирза, шарголин). Кожаные сапоги бывали с кожаными поднарядом и подшивкой, с кожаными поднарядом и сквозным футором, с кожаным поднарядом и подшивкой из текстильных материалов, с текстильным поднарядом и сквозным футором. Голенища из заменителей кожи были с кожаным поднарядом и с текстильным поднарядом. Юфтевые прикройные сапоги изготовлялись преимущественно с мягким носком, т. е. без подносков; лишь небольшая часть с кожаными голенищами имела жёсткие подноски, выкроенные из гранитоля или кожи.

       По конструкции низа юфтевые сапоги были с подошвой: из кожи с кожаной обводкой; из пласткожи с кожаной обводкой или подложкой; из резины непористой или пористой с обводкой, подложкой или без них (при методе горячей вулканизации); из кожи с наружной подмёткой из пласткожи, кожи или резины или с внутренней кожаной подмёткой. Способы крепления низа: гвоздевой, винтовой, деревянно-шпилечный с винчением (см. Обувь кожаная).

       Характерными для прикройных юфтевых сапог деталями являлись: перед, голенища, задний наружный ремень, прошва, закрепка, задинка, подшивка, задний внутренний ремень, поднаряд, подмётка, задник.

      Если подкладка захватывала всю площадь кожаного голенища, то она называлась футором, а сапоги — сапогами со сквозным мягким футором. Футор был только кожаным.

       Иногда в сопогах с кожаным голенищем с подшивкой применялся задний внутренний ремень, проходивший от задника до края подшивки и пришитый потайным швом; повышал водонепроницаемость заднего шва, упрочнял его, обеспечивал большое удобство надевания сапога и предохранял ногу от натирания задним швом при ходьбе.

       С целью повышения сопротивления истираемости низа обуви кожаный низ юфтевых сапог часто укреплялся металлоукрепителями (косячки, скобы, подковки и др.).

       Материалом для наружных деталей верха юфтевых сапог служила юфть яловичная и конская чёрного и натурального цвета, удовлетворяющая требованиям ГОСТ 485—52, частично спилок для верха обуви, вырабатывавшейся по ГОСТ 1838—42, кирза и шарголин; для внутренних деталей верха сверх того хромовая подкладочная кожа (кроме хромовой овчины), удовлетворявшая требованиям ГОСТ 939—41, х.-б. ткани для подшивки (ГОСТ 7287—54) и полудвуниток (ОСТ 30288—40). В сапогах с голенищами из заменителей кожи наружные кожаные детали верха могли быть выкроены лицом или бахтармой наружу; с голенищами из спилка допускалась постановка на бахтарму только передов. Подошвы для юфтевых сапог, кроме детских, выкраивались из кожи и резины; подмётки — из кожи, резины и пласткожи. Кожа должна была удовлетворять требованиям ГОСТ 461—51, резина и пласткожа — требованиям ТУ. Детские сапоги изготовлялись только на кожаной подошве.

 

 

Сапог мальчиковый (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

 

Сапог мальчиковый. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Подошка резиновая. Крепление гвоздевое.

 

 

      По поло-возрастному признаку юфтевые сапоги делились на мужские (№№ 38—47), женские (№№ 37—42), мальчиковые и девичьи (№№ 35—37), школьные (№№ 31—34) и детские (№№ 27—30). Обувь для детей была в двух полнотах; для взрослых — в трёх полнотах повышенных номеров.

 

 

Сапог женский (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

 

Сапог женский. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Подошка резиновая. Крепление гвоздевое.

 

 

      Сапоги хромовые — более нарядные, предназначенные для эксплуатации в лучших условиях. Хромовые сапоги вырабатывались в виде прикройных сапог с втачными передами, с голенищами из кожи или из заменителей (ворсит и текстовинит). Первые делались с кожаным поднарядом и сквозным мягким футором, с прошвой, жёстким носком, с верхом из лицевых или тиснёных кож и шевро; в небольшом количестве ручным способом в порядке индивидуального пошива выпускались также мужские с жёстким футором, у которых кожаные голенища натягивались на каркас объёмной формы, выкроенный из жёсткой кожи полувального типа; вторые — с кожаным или текстильным поднарядом и сквозным текстильным футором, с передами и отрезными задинками из лицевых, тиснёных и свиных кож, с жёстким носком и прошвой.

      Материалом для наружных деталей верха хромовых сапог служили кожи хромового дубления — опоёк, выросток, полукожник, шевро, козлина, конская и свиная кожи чёрного или коричневого цвета, удовлетворявшие требованиям ГОСТ 939—41, а также (для голенищ) шлифованный ворсит и текстовинит, удовлетворявший требованиям ТУ. По материалам подкладки и деталей низа хромовые сапоги не отличались от юфтевых. По конструкции низа были с подошвой из кожи с кожаной обводкой или подложкой, из кожи с кожаным рантом, из резины непористой или пористой. Методы крепления низа хромовых сапог — рантовый, винтовой, деревянно-шпилечный, горячей вулканизации. По поло-возрастному признаку делились на мужские (№№ 38—47), женские (№№ 34—42), мальчиковые (№№ 35— 37) и школьные (№№ 31—34). Мужские имели полноты 8, 9 и 10, женские и мальчиковые -— 7, 8 и 9.

 

 

Сапог мужской (модель фабрики "Спартак" 1952 год)

 

Сапог мужской. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Крепление гвоздевое.

 

 

      Юфтевые и хромовые сапоги в небольшом количестве выпускались на меху, со сплошной подкладкой, выкроенной из натурального меха овчины метиса второй группы (при юфтевом верхе) или овчины крашеной (при хромовом верхе). Для лучшего удерживания на ноге юфтевые сапоги на меху делались с узким круговым ремнём на пряжке в верхней части голенища; вырабатывались на кожаной подошве винтовым методом крепления низа, на непористой резиновой подошве с кожаной подложкой — гвоздевым методом. Хромовые сапоги на меху в верхней части голенищ обычно имели короткий продольный разрез с клапаном и боковой шнуровкой, выпускались на двойной кожаной подошве рантовым методом крепления. Сапоги на меху использовались большей частью в условиях низких температур.

 

       Сапоги текстильные предназначались для носки в сухих климатических условиях. Изготовлялись в виде прикройных сапог с втачными или настрочными передами. Детали верха выкраивались из тканей. Вырабатывались чёрного, коричневого, серого и защитного цветов. Подкладочные детали состояли из текстильного футора и поднаряда и кожаного заднего внутреннего ремня; сапоги делались большей частью с разрезом, блочками для шнуровки и клапанами в верхней части голенищ с наружной стороны или по заднему шву; разрез имел длину 9—10 см, с каждой его стороны ставилось по пять блочков, закреплённых подблочниками. В сапогах, не имевших разреза, было обязательно применение ушков из х.-б. тесьмы шир. 32 мм. По деталям низа текстильные сапоги не отличались от хромовых, за исключением того, что наряду с обычными задниками они могли вырабатываться с трёхслойным гранитолевым задником, помещаемым в настрочной карман из жёсткой кожи. Могли иметь подошву кожаную, пласткожаную, пористую резиновую (при рантовом методе) и резиновую (при методе горячей вулканизации). Способы крепления: винтовой, рантовый и горячей вулканизации. Материалы для изготовления текстильных сапог: дублированные и сдублированные обувные ткани, кирза двухслойная (ТУ 243—49) на детали верха; башмачная палатка (ОСТ 30293—40) — на детали верха, поднаряд и футор; тик-саржа и другие равноценные по физико-механическим свойствам ткани — на футор; кожи хромовые — на кожаные детали верха и задний внутренний ремень (ГОСТ 939—42); кожи подкладочные для обуви (ГОСТ 940— 41) — на задний внутренний ремень; кожи для низа обуви (ГОСТ 1010—41 и 461—51), сходы кожевенные для низа обуви (ГОСТ 1903—54), а также пласткожа и резина — для низа сапог.

 

       Сапоги комбинированные отличались от текстильных наличием кожаных задинок и кожаных фигурных союзок. Кожаные детали верха выкраивались из хромовых кож (ГОСТ 939—41) — опойка, выростка, полукожника и конских передин.

       В соответствии с ВТУ 1288—55 сапоги текстильные и комбинированные выпускались только мужские (№№ 38—47) в трёх полнотах (7, 8 и 9).

 

       Сапоги фетровые использовались для носки в условиях относительно низкой температуры. Вырабатывались с рядом накладных деталей из кожи, что предохраняло наиболее изнашиваемые участки верха и низа и способствовало повышению общего срока службы сапог. Для улучшения эксплуатационных свойств низ зачастую подшивался кожей. К группе фетровых сапог относились: сапоги с верхом из крашеного и некрашеного фетра с кожаными союзками и задинками, с обшивкой швов и верхнего канта кожей, на кожаной, пласткожаной, резиновой и войлочной подошве, с низким каблуком; сапоги с верхом из некрашеного (натурального белого цвета) фетра с удлинёнными голенищами (охотничьи), с кожаными союзками и задинками, на кожаной подошве, с низким кожаным каблуком (только мужские); сапоги с верхом из войлока, кавказской бурки или сукна с кожаными союзками и задинками, с обшивкой швов и верхнего канта кожей, на кожаной, пласткожаной и резиновой подошве; бурки и чулки-ноговицы.

       Основным материалом для изготовления фетровых сапог служил фетр; кожаные детали верха выкраивались из определённых участков хромовых кож, удовлетворявших требованиям ГОСТ 939—41. По материалам низа фетровые сапоги не отличались от других видов хромовых сапог. По поло-возрастному признаку разделялись на мужские (№№ 26—32), женские (№№ 23—26), детские школьные (№№ 20—23), дошкольные (№№ 13—19). Нумерация соответствовала длине стельки в сантиметрах.

 

       Размеры кожаных сапог. Минимальные размеры высоты и ширины голенищ бытовых кожаных сапог были следующие (в мм): мужские — высота 390, ширина внизу 170,5, вверху 191; женские — высота 345, ширина внизу 157,5, вверху 190; мальчиковые — высота 350, ширина внизу 155, вверху 175; школьные — высота 300, ширина внизу 138, вверху 158; детские — высота 250, ширина внизу 121, вверху 141. Разница между смежными номерами юфтевых, хромовых и текстильных сапог следующая (в мм): по высоте 5, по ширине голенищ 2,5 (при голенище, сложенном вдвое и измеренном вверху в самом широком месте, внизу — на уровне шейки переда). Показатели размеров фетровых сапог — см. Фетровая обувь.

 

 

Сапоги резиновые

 

Сапоги резиновые: 1 — голенище и перед резиновый; 2 — подошва; 3 — стелька; 4 — каблук; 5 — подкладка голенища; 6 — подкладка передов; 7 — задник; 8 — стелька текстильная

 

 

      Сапоги резиновые по назначению подразделялись на бытовые и производственные. Надевались непосредственно на ногу (поверх носка, чулка или портянки). Бытовые применялись в сырых местах или в дождливое время; производственные — при работе в воде, с растворами кислот и щелочей, с бензином и нефтью, в горнорудной и химической промышленности, в сельском хозяйстве, на лесных разработках, при рыбной ловле. Изготовлялись методом ручной клейки отдельных деталей либо методом формования (см. Обувь резиновая).

       На рисунке выше показан изготовленный формовым методом сапог с указанием восьми деталей: текстильные — подкладка голенищ, подкладка передов, задник и стелька (сшивались в чулок); резиновые — голенище с передом, подошва, стелька и каблук.

       Основные типы, виды и размеры резиновых сапог приведены в таблице ниже. 

 

 

Основные типы, виды и размеры резиновых сапог

 

 

Основные типы, виды и размеры резиновых сапог (продолжение)

 

 

 

       Сапоги артикула 150 (клееные) — наиболее распространённый тип резиновых сапог; пригодны для различных условий носки. Перечень наиболее важных деталей этих сапог и применяемые на их изготовление резиновые и текстильные материалыв таблице ниже.

 

 

Детали резиновых сапог артикула 150

 

 

 

        Другие артикуло-фасоны резиновых сапог отличаюлись от клееных арт. 150 количеством деталей и калибром применявшихся текстильных тканей и каландрированной резины.

 

 

Сапог мужской (модель фабрики им. Кирова. 1952 год)

 

Сапог мужской. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Крепление гвоздевое.

 

 

       Горнорудные сапоги арт. 118-а для усиления конструкции и увеличения стойкости против механических повреждений снабжались дополнительными деталями-усилителями (передним, боковым и задним), состоящими из текстильных тканей, промазанных и резиновой смесью; имели низкое голенище из промазанной и обложенной резиной текстильной ткани и обсоюзки из резиновой смеси.
 
 
       Противокислотные и противощелочные сапоги арт. 11150 и 11114. Для голенищ и передов применялась более толстая каландрированная резина калибра 1,85—2,05 мм. Для бензостойких сапог в резиновую смесь добавлялся дибутилфталат. У горняцких и проходческих сапог низ обуви имел усиленную сплошную подошву толщиной 14—15 мм; на нижней части голенища имеется дополнительное усиление — фигурное полуголенище, которое устраняло трещины по бокам в местах перехода головки и задника к голенищу и на нижней части голенища; фигурный задник и фигурная головка имели удлинённый язык для предохранения трещин в процессе эксплуатации в местах перехода головки и задника к голенищу; каблук клееный высотой 11—12 мм был не подвержен оклейке и обладал повышенной прочностью на износ; голенище было сдублировано с подкладкой на каландре, что значительно увеличивало силу их сцепления, устраняло отклейку и уменьшало изнашиваемость подкладки; вместо наружной рифлёной ленты — резиновая под головкой, что затрудняло её отклеивание от сапога.

 

 

Сапог мужской (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

 

Сапог мужской. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Крепление гвоздевое.

 

 

       Для изготовления рыбацких формовых сапог артикула 151 к ним с помощью резиновой соединительной ленты приформовывали резиновую штанину на подкладке из саржи или трикотажного полотна; толщина штанины с подкладкой 1,4 ± 0,1 мм.

 

       Утепленные сапоги артикула 156 УВ дополнительно состояли из двух теплоизолирующих слоёв, внутренней войлочной стельки (толщиной 8—12 мм), обрезиненной текстильной подкладки из технического трикотажного полотна. Внутренние теплоизолирующие слои для передка и голенища состояли из комбинации полушерстяного полотна с начёсом (для первого слоя) и галошной байки шерстяной (для второго слоя). Подошва с рифлёной подмёткой и каблуком толщиной не менее в подмёточной части 8 мм и в пяточной части 20 мм; накладывалась с «завалом» по всей нижней части сапога. Наружный профильный рант накладывался встык к подошве, перекрывая место соединения подошвы с резиновым верхом.

 

       Общие сведения, требования к качеству, уход, упаковка, маркировка, транспортирование, хранение кожаных и резиновых сапог — см. Обувь, Обувь кожаная, Обувь резиновая.

 

 

Сапоги офицерские

  

 

Берцы 

Ботинки

Обувь

Обувь кожаная

Обувь резиновая

Полуботинки

Полусапоги

Снималка сапог

Туфли

Туфли спортивные