Интервью о торговле в СССР

Дата: 19.12.2013 15:52

Регулярно к нам обращаются представители телевидения. Задают вопросы (т.е. интервьюируют), фотографируют, снимают на видео и т.п. развлекаются, удовлетворяя свой охотничий инстинкт. Мы отвечаем, улыбаемся, киваем головами иделаем вид, что не стесняемся и сам чёрт нам не брат. Короче, также стараемся получить удовольствие. В течение нескольких лет, как это не странно, обращались только красивые девушки... С одной из них встретиться не удалось, но было подготовлено экспресс-интервью. Что с ним она сделала никакого представления нет, но осталась копия, которую, дабы не потерять, размещаем здесь. 

Вопросы выделим красивым красным шрифтом. А ответы... а ответы тёмные...

 

 

Приблизительные вопросы такие:


Правда ли, что в СССР профессия продавца была элитной? Почему так было, на ваш взгляд?

Говорим о продавцах, а не о работниках торговли вообще.

Вопрос «элитности» может быть принят частично. Если говорить об «элитности», как о том, что лучше было быть продавцом, чем, например, на заводе работать, то не факт, ведь многим на заводе было гораздо лучше трудиться и, что уже не привычно, интереснее и перспективнее. А можно вспомнить и моряков, особенно ходивших за пределы наших территориальных вод и посещавших зарубежные порты – это также очень интересно, не говоря уже о возможных благах. А перспектива продвижения продавцов была совсем не велика. Ну, станет продавец старшим продавцом. Потом станет, например если в универмаге, начальником секции. И всё. Стать директором магазина или попасть в какой-лито торговый Главк – уже большая совсем не верится. Т.е. однозначной «элитности» продавцов не было.

Однако, продавцы могли оканчивать профильные Средние http://mintorgmuseum.ru/trade/documents/715/ или Высшие профессиональные учебные заведения http://mintorgmuseum.ru/trade/documents/1207/ . Предварительно продавцы заканчивали различные Школы торгового или торгово-кулинарного ученичества http://mintorgmuseum.ru/trade/badges/417/ (часто при крупных торговых предприятиях, чтобы просто работать продавцами http://mintorgmuseum.ru/trade/documents/1730/ ) и для начала работали практикантами. Тогда можно было продвигаться по службе. Приблизительно также и сейчас. И учатся. Только нужно обратить внимание, что сегодня большая часть продавцов вообще не имеет никого представления о работе продавцом до начала этой работы! Раньше тоже было так. Но… как-то не так. В СССР было разделение продавцов по отраслям: продавцы промышленных товаров и продавцы продовольственных товаров. Там также были специализации. Например, вспоминая простого продавца, который на улице продавал газированную воду (это сатураторщик http://mintorgmuseum.ru/trade/documents/2727/ и газировщик http://mintorgmuseum.ru/trade/documents/2726/ ), так и тот должен был до начала работы несколько месяцев учиться и выдержать экзамен, а не просто приехать к дяде с Кавказа. Исключения, конечно же, были и будут.

Можно говорить об «элитности» среди самих продавцов. Я имею в виду, что быть продавцом в «чековой» Берёзке http://mintorgmuseum.ru/trade/badges/1338/ было престижнее, чем в овощном на углу http://mintorgmuseum.ru/trade/badges/240/ . Хотя не факт, при умении грамотно работать с овощами и фруктами. Естественно, что в голодное время работать мясником лучше, чем в шахте.

 

 Трудно ли было в советское время попасть на работу?

Попасть на работу было можно двумя путями. Первый, как ранее было сказано, после окончания профильного учебного заведения. Второй – по рекомендации. Например, после звонка товарищу (соседу, бывшему однокласснику и т.п., работающему в торговле (- Алё! Привет, дорогой! Как сам? Как дома? А малыши? А мой-то вырос! Да, бежит время!.. Может пристроить его к тебе? Ну не грузчиком, а так… Да! Умненький (умненькая)… Конечно, поучится! Спасибо, дорогой! Передавай привет супруге!). И началась судьба нового работника торговли с должности Продавца. Но «молодых» гоняли в хвост и в гриву!

Трудно или нет? Это не совсем понятный вопрос. По большому счёту при наличии вакантных мест (рабочих единиц) попасть можно было в торговую сеть.

 

 Что должен был уметь и знать советский работник торговли?

Думаю, что если говорить о всех работниках торговли, то получится слишком широкий и долгий ответ, т.к. работники торговли, например, и экономисты, бухгалтеры, и счетоводы, и шофёры, и т.д., обслуживающие торговые предприятия, которые должны были обладать соответствующими знаниями. Продавцы точно также должны были знать свой товар и технологию его продажи. Что такое товар? Это некий предмет, обладающий свойствами, которые необходимо знать и иметь возможность донести до покупателя/потребителя. Представьте продавца бытовой техники, совершенно не представляющего ассортимент товаров, который предлагает его магазин. Зачем такого продавца будут держать? И не держали. При поступлении нового товара магазины получали специально разработанные методички, объясняющие суть товара, способы его применения, технологию ухода за ним, а также его устройство. Продавцы должны были их изучать.

Также продавцы должны были обладать навыком предложения товара, соответственно принятым правилам и существующей культуре: товар показывался так, чтобы покупатель смог всесторонне его оценить. Для разных товаров были приняты свои правила предложения, например, как показывать одежду http://mintorgmuseum.ru/vocabulary/502/ , как показывать покупателю головные уборы http://mintorgmuseum.ru/vocabulary/600/ , галстуки http://mintorgmuseum.ru/vocabulary/339/ и т.д.

Отдельно продавцам было положено знать организацию соответствующих рабочих мест. Т.е. если продаёте гастрономические товары, то нужны определённые ножи, упаковка, приборы, холодильники и прилавки и т.д. А уж о том, что ту же колбасу необходимо отрезать определёнными способами, не терпящими изменения – говорить не приходится, т.к. всё чётко регламентировалось http://mintorgmuseum.ru/vocabulary/349/ .

Естественно, продавцы обязаны были знать соответствующий документооборот: заполнение квитанций при выписывании товара, умение принимать, оформляя товар и имея навыки подготовки остатков и т.д.

Обязательно продавцы знали и расписывались в том, что имеют навыки по технике безопасности и пожарной безопасности http://mintorgmuseum.ru/trade/documents/2672/ .

 

 Была ли возможность торговать "по блату", оставлять кому-то редкий товар?

Возможность оставления продавцами товара, имевшего «особенный спрос», существовала всегда. Как это делается? Вот пара примеров. Товар можно было не вовремя выставить в продажу (попридержать), и успеть сообщить о нём «своим людям», которые прибывая в торговую точку, этот товар покупали. Товар можно было купить самому и перепродать. Естественно, дефицит непременно откладывался руководству и «нужным людям».

 

О советском сервисе много шутят сегодня... Учили ли продавцов улыбаться тогда? Тому, что покупатель прав всегда?

Покупатель всегда был прав. Точно также как и сейчас. Но вот доказать это не всегда и не всем удавалось и не всегда и не всем удаётся.

Продавцов учили улыбаться. Обязательно. Говорить о том, что и без улыбок продавцов товары могли расхватывать – это совсем другой случай.

 

Трудны ли были трудовые будни? Что входило в обязанности продавца, например? Случались ли скандалы с клиентами?

Сложность любой работы не является постоянной. Были часы более свободные и были авралы. Представьте приёмку товара! Это чёткая и сложная работа. И представьте, что новый товар, радуя покупателей поступил в продажу! И сложность и радость рядом. Не стоит думать, что все продавцы только и думали, как бы обжулить клиентов и уйти домой с полными сумками незаконно полученного. Но представьте, что СССР, как любая страна имел свои недостатки. Но не обо всех недостатках можно было говорить открыто, а не только посудачить в кухнях. Так вот торговля была тем элементом жизни, который был отдан на свободное, открытое, всеобщее обсуждение! Это и карикатуры, и анекдоты, и выступления сатириков (кстати, сегодня сатириков уже нет!), и рассказы о постоянном воровстве всех «торгашей», и аресты (вспомните Юрия Константиновича Соколова http://mintorgmuseum.ru/news/81/ ), и вечный блат…

Скандалы с клиентами? А как можно работать без этого? Это элемент человеческого общения. Это было и есть и будет.

 

Кто мог стать директором магазина? Где и как учили руководителей для торговли?

 В СССР стать директором магазина мог практически любой человек. Конечно же, старались брать людей подготовленных, которые обладают знаниями, имеют опыт. Но можно было встретить и простых назначенцев, попавших в торговлю переводом из других областей народного хозяйства. Тут примеров приводить не стану, но такие были.

Финансово-экономические институты, Институты советской торговли, Институты народного хозяйства – основные поставщики руководителей торговли СССР, помимо выдвигающихся лиц из числа работников магазинов.  Такое также было. Но без учёбы не обходилось. Все директоры также направлялись на Курсы повышения квалификации, где слушали лекции, писали конспекты и сдавали экзамены http://mintorgmuseum.ru/trade/photo/1166/ . Между прочим манкировать учёбой не получалось, да и смысла не было, т.к. появлялась возможность появления новых деловых связей.

Директорами становились при замене старых руководителей и при открытии новых торговых точек, число которых в СССР неуклонно росло. Но этот рост был несколько ограничен необходимостью в торговых точках. На определённое количество населения должно было быть рассчитанное количество магазинов определённых магазинов – булочная, овощной магазин, продовольственный магазин, промтоварный магазин и т.д. При увеличении количества населения, открывали более крупные магазины – универмаги. Позднее появились магазины самообслуживания – универсамы, но также привязанные к жителям, а не к желающим торговать.

 

Боялись ли тогда записи в жалобную книгу? Почему?

Ответ простой: боялись. Жалобная книга – это список недостатков, который, в итоге, мог перерасти в недостаток денег, т.к. могли лишить премии, зарплаты, или каких-то льгот. Жалобная книга должна была быть на каждом торговом предприятии. Она обязательно должна была выдаваться продавцом покупателю при требовании. Книга имела чётко обозначенное количество страниц. Недовольный обслуживанием или товаром покупать имел право занести свою мнение в эту книгу которая непременно просматривалась руководством предприятия и контролирующими предприятие лицами.